Сибирские огни, 1978, № 10
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ В ТУНДРУ? 141 ж ирский теплоход ). Три часа шли вм есте. М аш ины дым ят, все тр я сется . П орож няком шли вверх. У нас 400 сип, у «Лумумбы» 600, но о сад ка у нас 1.10, а у н его где-то 1.40. О н м н е по рации: «Я, конечно, пони м аю ваш е состояние». Чуть не забурились. Как м альчиш ки. В июно вода больш ая ещ е бы ла, и мы ч е р е з живой песок! Лазили где попало, вот по этой косе ср езал и , что вот то р чи т сей час. О н м еня приж ал к бер егу, я о тстал и е го с д р уго й стороны об стр я пал. А потом мы е го к б е р е гу приж али, он, слыш им , у ф -ф , и только вал пош ел. Вот, д ур аки , р азр езв и л и сь, а ведь так мож но бы ло се сть, что д о сл ед ую щ ей весны оста лись бы ... А я сл уш ал капитана и '•мотрел на б е р е га, на в ы со к и е ' глинисты е , яры, поросш ие св ер ху тай го й : кед рачом , сосной, елью ,— на м аленьки е пойм енны е остр ова, на кото рых тальник р о с, как частокол, стеной, до н епр охо ди м ости, иногда ка:. бам бук или как во д о р о сл и : сн и зу голы е тонкие длинные палки и лиш ь на сам ом верху ш арики лист вы,— и в се так густо, что частокол этих го лых пал ок и тот не п росм атр ивается на ск в о зь ; на заливны е луга, на которы х нача ли уж е косить се н о и вы пасать около д е р е в е н ь коров. На сам и эти д еревни, м а леньки е и, чем ниж е по О б и все более глухи е, Н евальцево, Иванкино, в которых так и хотело сь пожить. Н а д ор оги , уходя щ и е от б е р е га в тайгу, по которы м так и хотело сь пройти, на полянки в л есу, на ко торы х так и хотелось о статься. И том итель но тя н ул а сам а даль ощ ущ ен ие, близкое то м у, како е испы ты ваеш ь, п ерено сясь б ез о стан о во к на п о езд е по ж елезно й д ор оге м им о м остов, рек, р еч уш ек, лесов, полей, п е р е л е ск о в . И в е зд е куда бы ни бросил в згл яд , в каж дом красивом м есте так и хо чется бы ть, сойти, остановиться, и все д у м ается , что вон там -то м не будет хорош о и счастли во, п р о езж аеш ь дальш е и видишь: и вот зд е с ь бы ло бы хор ош о тож е. И хотя зн аеш ь, что это то лько так каж ется, что п р о и схо ди т от то го , что ты держ иш ь путь д альш е, что зд е сь те б е не выходить, не оставаться, а о станеш ься на сам ом д ел е — и все равно б уд ет те б е это го одного м е ста м ало , опять б уд ет тянуть вдаль, гд е те бя нет, и все б уд ет казаться, что там кра си в е е, лучш е. Н ельзя объять необъятное, но ведь так это го хочется, и так искренне вери тся, что когда-нибудь, где-ни будь всю эту к р асо ту и м н о го о б р ази е мож но в од ном м е сте р азо м со в м е сти т!. Н о я слиш ком отвлекся. Я говорил о ка питане. О том , что он, трезвы й, был очень сп око йны м и милым человеком , что я ча сто подним ался к нем у в р уб ку и 'Слушал р а сск а зы п ро е го жизнь. В и дел я и как он р аботает. Спал он д ей ствительно часа четы ре и стоял за ш турва лом по д венадц ать часов, деля сутки по полам со вторым ш тур м ано м , потом у что не хватало кадров. Н ервничал, постоянно б есп о ко и л ся, как бы м олодой ш турм ан не зад р ем ал в е го отсутствие за ш турвалом в р у б ке , все погляды вал на б е р е г в иллю м инатор, беспокойно спал. П рям о скаж ем , нелегкая, утом ительная р абота, я понял это тогда. Н о все же не настолько, чтоб уж так на н ее наговаривать. Всем свойственно счи тать свою работу сам ой тяж елой и тр у д о ем кой, остальны е работы обы чно лю ди не дооцениваю т, все, кром е своей, особенно в этом отнош ении д о стается интеллигент- нЬм у тр у д у : «Это ж е вообщ е не работа!..» Зато нет ничего тр уд н ее своей со бствен ной, тут уж все учиты вается в полной м ер е и д о сам ой последней м елочи. Вот поэто му, помня о таком свойстве лю дей и отда вая д олж но е тяж ести капитанской д олж но сти, я все-таки уж е то гда, стоя с ним в р уб ке. м о г сказать, что есть работы тяж елее. Н априм ер, работа путейцев. Ее я познал на себе. М есяц там не вы держ ал, не д о р аб о тал четы рех дней, не см о г уж е, как ни к р е пился, как ни подбадривал себя мыслью , что р аботаю на стр о ительстве ж елезной дороги Т ю м е н ь — С у р гу т. Работа путейцев оказалась тяж елой по-настоящ ем у. И по сравнению с той работой, с какой я п ер е шел к ним, это был во общ е изнуряющий труд. Путейцы П утейские бригады вм есте с автопарком и строительны м прорабским участком вхо дят в состав строительно-м онтаж ного по езд а, пред н азн ач енн ого для прокладки но вых ж елезны х д о р о г: м онтаж а сам о го по лотна и строительства станций, поселков, р азъ езд ов — всего необходим ого для эк-, сплуатации. Тот строительно-м онтаж ны й поезд, в котором я работал, строительство оч ередн ой станции уж е заканчивал и, зани м аясь так назы ваемым благоустройством — посадкой д еревьев заливкой отм осток, во звед ени ем кры лечек, — ож идал прикрза о п ер ево д е его на д р уго й объект. О бъ ект этот — новый п оселок и новая ж елезная д ор ога — был далек, но о нем все строи тели знали, о нем говорилось давно, не первый год, о нем успевали пом ечтать и забы ть, р азо чаро ваться,, уволиться, вновь устроиться, чтобы продолж ать жить надеж дой на первый д есан т в условия К райнего С е в ер а, гд е коэф ф и ц иен т 1,8, а работы — непочатый край. Но д есан та, как и прика за, все не бы ло, п о езд все не переводили, а работа на станции, на «благоустройстве», м еж ду тем была такая: «П оезж ай, говорят, на склад, посм отри там что-нибудь». Ну, я поехал, понял, убр аться нуж но по дальш е, чтобы гл аза не мозолил. Завел, уехал, п осм о тр ел: крыш а там у них течет. Есть с чем вернуться... Или тако го плана: продолбить о твер сти е 5 0 X 5 0 в ж елезобетон но й, толщ иной бо лее полум етра сте н е колодца канализационно насосной станции для подвода тр уб теп ло централи. О твер сти е это, естествен но , д олж но быть запланировано и сд ел ано ср азу при заливке колодца. Н о так ж е естеств ен но оно и не сделано. П оэтом у ничем у я там стар ался не удив ляться, а лиш ь, поплотнее притянув р е с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2