Сибирские огни, 1978, № 10

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ В ТУНДРУ? 139 И р аб о таю т они хорош о, и горды , и доволь­ ны со б о й , что м огут хорош о поработать и хор ош о отдохнуть. Есть в ч ел ов еке како е-то щ ем ящ ее чув­ ство н еж ности к лю д ям в своем родном коллекти ве. С кем он р аб о тает, с кем д е­ лит хлеб и кров. С которы м и он уж е так д о л го и та к свы кся, что е м у го рько д аж е и на вр ем я р асстав аться с ними. Есть в чув­ стве, п о д о гр ев аем о м м узы кой, которую сл уш аю т вм есте и всю ночь напролет, куря си гар еты д о облачной синевы в ком нате, и не в силах р азо йти сь спать, что-то неизъ­ ясним о то м и тельно е, что тян ет д р уг к ДРУГУ- В от я леж у с ними в од ном балке, се го д ­ ня нам не спать, р аботать в ночь — самая лучш ая, п о чем у-то считаю т р ебята, вахта. Н аш а бур ов ая ном ер 168, У р енгой ской н е ф тер азв ед о ч н о й экспедиции. Н аш про­ ектны й го р и зо н т — Валанж ин, проектная гл уби н а 3400 м етр ов. С тр уктур а — Есетин- ская, со се д ств ую щ ая с У р ен го й ски м валом, гр ом ад н е йш и м в Запад но й С и бир и м есто ­ р ож д ен и е м н еф ти и газа. П редполагаемы й вы ход: газо ко н д е н сат, неф ть. Н азначение скваж ины — поисковая. И вот я леж у под п оло гом в балке, сто я­ щ ем в пусты нной тун д р е, и наслаж даю сь этой св оей п ри общ енн остью к больш ом у д ел у, с кото ры м я чуть-чуть соприкоснулся, к б р и га д е , в кото р ую я случайно и на ко­ роткий ср о к попал. И в то ж е врем я ощ у­ щ аю н ек о то р о е чувство вины и совестно- сти, что наслаж д аю сь всем этим : и при­ о б щ ен и е м к делу, в ко то р о е я просто втесал ся, и сплоченной вахтой, в которую я сл иш ком бы стро был принят как свой,— наслаж д аю сь всем этим незаслуж енн о. Но хотя м еня и м учаю т каки е-то отдаленны е угр ы зен и я со вести , м не все равно на м оем м есте, с о своей вахтой, в н аш ем балке, хо­ р ош о ... А как ж е я попал-то сю да? — дум аю я, вспом инаю п р еды сто р ию , и глазам моим п р е д стае т м илая се р д ц у картина... Капитан С у х о гр у зн а я сам о ход ная барж а с при­ ставкой, и я на палубе в кр есле, а мимо проплы ваю т б е р е га О б и . И приятно видеть, как плавно, ровно, м ед л ен н о скользят по этим зар о сш и м ветлой б ер егам , иногда очень близким , иногда далеким , по зе л е ­ ном у ф о н у вы краш енны е белой краской вы сокие стойки капи танского мостика наш е­ го теп л о х о д а СТ-014. И так лениво, вальяж ­ но, по-дачн ом у, не колы хнет, не подбросит, все ч и сто е, бел о е, гл а д к о е , и лю буеш ься проплы вающ им и м им о б ер егам и , сидя в к р е сл е и полож ив ноги на ле ер н о е о гр аж ­ д ен и е... У ком ан ди ро во чно го уд осто вер ени я р е­ д акц ии ж урнала есть од н о вы годное пре­ и м ущ еств о : к теб е все начинаю т относить­ ся с уваж ени ем . Н ачинаю т вести себя с тот бой п р ед уп р ед и тел ьн о , показы вать все и н те р есн о е, оказы вать пом ощ ь. Ты мож еш ь устр о и ться всего на один м есЬц на р аботу, и никто не п осм отр ит на теб я как на летуна или ш абаш ника — творческая необходи ­ мость! М ож еш ь за год см енить м ассу п р о ­ писок и м ест пребы вания, и никто не уп р ек­ нет теб я в бродяж ни честве, м ож еш ь вот так пристроиться на какую -нибудь барж у, встать за свой счет на довольствие у ком анды и, ничего не д елая, не принимая участия в судовой р аботе, единственным п ассаж иром путеш ествовать с ними до пункта их назначения. Но, с д р уго й стороны , у тако го ком анди­ ровочного есть и свои неудобства. О но обязы вает теб я играть вполне о п р ед ел е н ­ ную и не очень простую роль. — Понятно, нам там никогда не бы вать,— сказал мне капитан в день отплы тия, когда я был направлен зам ести тел ем начальника порта к нем у на суд н о и спустя уж е не­ сколько часов после то го, как он повертел м ое ком андировочное уд о сто вер ен и е в р у­ ках. И вероятно, имел в виду какйе-то там вы сш ие сф е ры . О н то гд а выпил, приш ел с бер ега, гд е кого -то «подм азы вал», выправ­ ляя необходимы е ком анде накладны е,— и все потом говорил, что вот помощ ник не см ог, а он см ог, а ведь надо, куда д ен еш ь­ ся, и получается, что б е з н его ничто и ни­ как,— и гд е, видимо, все врем я помнил о м оем присутствии на е г о ,судне. Как я по­ том убед и лся, он был сам олю бив страш но, вид ж е имел самый ординарны й, и моя м олодость и, наверное, ещ е то, что я с с а ­ м ого начала неправильно себя повел, на него, по во зр асту чуть м еня старш е, п о­ действовало не лучш им о б разом . — Я тож е м ог бы сейчас быть каким- нибудь инж енером ,—■говорил он уж е поз­ ж е, тр езвы й,— да отец с м атерью ум ерли рано, приш лось работать, а не учиться, и вот уж е тринадцаты й го д плаваю на этих калош ах. Но это он уж е говорил потом , спокойно, довери тельно, а то гд а, в первый раз, д е р ­ жал себя с вы зовом. — В одку пьеш ь? Н у-ка, стакан давай д е ­ рябни, сухо го вина, извини, не держ им ,— и он увел м еня, захвативш его с собой сп е ­ циально приготовленную для тако го случая буты лку «старки», к се б е в каю ту. «Старку» м ою он отодвинул в сто р он у, и мы стали пить водку, стоявш ую у него на сто л е .— А ты д ум аеш ь, м не м ож но сейчас пить? — рисовался он.— С ей ч ас инспекция н агр я­ нет, и у меня ср а зу ф ью -ить — и три тал о ­ на... М ного не пьеш ь?.. Как это? Без при­ вычки?... Д а б р ось ты ... Что значит, мы привыкшие?.. Д а и какие это мы, привык­ шие?.. Ты вот что, ладно... Капитана никто заставить везти никого не м ож ет. Понял? — П онял,— поспеш но соглаш ался я, и в сам ом д ел е поняв, что затро нул по н ео сто ­ рож ности какое-то больное м есто. — Ну ладно, ^ 1 иши, пиши (почем у-то все, с кем я работал и с кем на д о л го е врем я сходился в пути, узнав о м о ем ком анди ро­ вочном, начинали считать, что я о б я зател ь­ но б уд у о них писать), ладно, пиши. Пиши, что пью, что р угаю сь, что нарядчиц под­ паиваю , что работаю пьяный. Пиши. Кста­ ти, выпить я м о гу м ор е, м ож еш ь и про это написать, хотя и нельзя м не: печень. Все пиши. Увидиш ь, как я сейчас б уд у зачали­ ваться, это тож е напиши, напиши, сколько

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2