Сибирские огни, 1978, № 10
138 АЛЕКСЕИ МИХЕЕВ ряску, коварно прикры вающ ую трясину, или, в лучш ем случае, зы бкую , н енад еж ную, ходуном ходящ ую под ногам и дры г- ву, зы бун, марь. И ни о д н о го тв е р д о го участка суш и. п Но не верьте первом у впечатлению . По этом у б л едн о-зеленом у коварном у болоту вполне мож но ходить. Все эти ядовиты е, тоскливы е краски ландш аф та, от красно го до зел ен о го и даж е п од озр и тельн о непо нятных белесы х пятен, п ред ставляю т собой мох (сф агнум , гипнус) и лиш айники; в част ности, белесы е, цвета песчаника, пятна это хлеб крайних районов север а, то, на чем зиж дется эконом ика ненцев и хан ты незам енимы й корм север ны х _ о л е ней, сухой и хрустящ ий под ногой ли шайник ягель. А сд ер и те лиш аиник, под нимите мох, копните чуть глубж е, и вы обнаруж ите вполне твер д ую , с м утным матовым бл еском почву — вечную м е р з лоту, которая оттаивает летом на глубину очень незначительную , зато уж вниз ухо дит на стр аш ное количество м етр о в: когда наша буровая ещ е только начинала бурить скваж ину, то до глубины тр иста сем ьд есят все шли лед и вода. Так что, будьте уверены , ходить по тун д ре вполне мож но. Вы м ож ете пройтись прямиком м еж о зе р по м ягком у, пру ж инящ ем у под ногам и слою мхов, по пологим кочкам, поросш им кустикам и брусничника и стелю щ ейся б ер езк и и сул танчиками пьянящ е и пряно пахнущ его багульника, побродить вдоль воды, вспу гивая выводящих потом ство уток, которы е, прикидываясь ранеными, б уд ут летать очень близко, дразня в вас охотничий ин стинкт и стар аясь отвести от утят. М ож ете, как и я, р адуясь этом у изобилию непуга ной птицы, дикости меС1 и практически отсутствию зд есь каких-либо е ге р е й и над зора, упиваясь со зн ани ем со бствен но й д о б род етельности и порядочности, говорить с улыбкой каж дой: «Выводи, выводи... Я т е бя потом позж е стрелять б уд у, когд а ты отсю да ко мне дом ой прилетиш ь, там, у себ я, в лесостепи , осенью ...» М ож ете р я дом с квохчущими и об есп око енны м и за своих цыплят куропаткам и, леж а на мягких мшистых кочках, порвать с кустов и поесть поспевш ую уж е голубику. М ож ете сходить к тянущ ем уся вдоль реки и го л уб ею щ ем у вдали лесу, посм отреть на м елкие и гр у ш ечны е бер езки и лиственницы , походить по б ер егам речки, по оленьим тропам , протоптанным в ягеле д о сам о го песка. Устать под конец и на о б ратн ом пути вздергивать вы соко ноги, нам учиться в за болоченны х низинках и с удовольствием вернуться домой. И вот я леж у на спальном м еш ке во вкладыш е, лениво вы тянувш ись, и отды хаю п еред ночной вахтой. Л еж у и слуш аю Витькино бренчание на ги тар е и е го тихие, «дорож ны е», слабориф м ованны е песни. И как приятно слуш ать их зд е сь , вдали от дом а, в дикой тун д р е, в глуш и, в со тн е килом етров от ближ айш его ж илья, отм ечая м еж ду прочим и про се б я , что все-таки как странно это завед ен о, что все о стр о й ках и о строителях, о полевы х условиях жизни и бо ро даты х лю д ях в ш торм овках и болотны х сап огах, о тр у д н о стя х и инту- зи азм е д ум ае тся и го во ри тся то л ько вда ли от сам и х стр о ек , в го р о д ах, на собраниях и в кино, а в «поле», на сам и х стройках, лю д ям приходят в. го ло ву мы сли лишь то лько о д ом е и лю бви... Дым костра создает уют, Искры летят и гаснут, тая. Пять парней о любви поют Чуть охрипшими голосами. ^ Письма пишут: ты вся хороша, Боюсь тревожить твой сон прекрасный. Чуть ступая и чуть дыша, В порядок привожу твое модное платье. И отодвинув одеяла край, Я целую твои коленки, Лентяйка милая, скорей вставай. Смотри, какие вкусные на сливках пенки. И б ож е мой! — д ум аю про се б я я.— Как хор ош о, как правильно! — д ум аю зд е сь, а глуш и, в н ескол ьки х ты сячах кил ом етро в от д ом а.— К акие верны е слова. Ведь, д е й ст вительно, что ещ е ч ел о в еку надо? И как м ало ем у, в сущ н о сти , надо, бы ла бы то л ь ко лю бим ая, да так ж е вот вставать по утр ам ... А ведь е д ут, л етят, идут п еш ком , куда-то их всех н есе т. Что ищ ут? Что нуж но? Что ещ е -то м о гут найти?.. А вот, вы ходит, м ож но, находят, есть что-то ещ е , что то лкает их сю д а, в тун д р у. Вот Витька сейчас вспом нил и загрубтил, а ведь знаю , что он се го д н я опять б у д е т петь на б ур о в о й на верхних полатях при в о схо д е со лн ца. Будет идти под ъ ем , он стан ет приним ать свечи из эл евато ра, завод ить их за «палец», а в п ро м еж утках м еж д у ними гл ядя на р о зо в о е небо, б у д е т петь. А д ом а у н его м о л о д ая ж ена, которую он не видел' вот уж е п о л го д а, а д ом в Б ело русси и... — Я лю блю всю эту кочевую ж изнь, охо ту, дикую п ри ро ду, все это н еизведан но е, это по м н е,— он то гд а уж е знал, что я что- то там пиш у.— Гео л о ги я как к о см о с, она б еско н еч н а в познании чем д ал ьш е ухо дим , те м б о льш е тайны . Но д аж е если п ред п олож и ть, что все это для словца, то все р авно надо видеть, как он р аб о тае т, как все они зд е сь , вся м оло д еж ь, р аб о таю т, как они го р д я тся своей п р о ф есси е й , бур ен и ем , «пом бурством » — мы пом буры ! — как и скр е н н е считаю т, что нет работы п о ч етн ее и н уж нее, как горды своим звани ем бур овиков и как свы сока см о тр ят д аж е на те х ж е ш о ф е р о в и д и зе листов. Н адо видеть, как они р аб о таю т, как Вить ка поет по ночам на полатях, как д н ем , во вторую вахту, от избы тка сил о р е т оттуда, с вы соты со р о ка м етр о в, бл агим м атом на всю тун д р у, как уход ят они с работы , с р адо стью , в н еутом им ой ж и зн есп о со б ности, с бо д р о стью , б е з всякой уд р уч а ющ ей устал о сти , как р ад ую тся ж изни: вот см ена приш ла, значит, конец вахты се го д ня, м ож но д ом ой идти. И так р ад ую тся это му, что д ур ач атся, сп уская сь по м арш евы м лестн иц ам вниз. И с точно такой ж е р ад о стью идут на р аботу. Как улы бается каж дая вахта при встрече, сд аю щ ая и приним аю щ ая, как рады они д р у г д р у гу на буровой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2