Сибирские огни, 1978, № 10
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ 135 П раво на о б разован и е такж е значительно расш и ряется и гар анти р уется бурным р аз витием сети общ еобразовательны х и сп е циальных ш кол, осущ ествл ени ем закона о всео бщ ем ср е д н е м образовании, бесплат ностью обучения, стипендиальным об есп е чением студ ен то в , заочным и вечерним об разовани ем , а такж е со зд ан и ем условий для сам о обр азо ван ия. О н о дополняется, наконец, правом граж дан на пользование д остиж ениям и культуры . П раво на оплачиваемый отпуск охваты вает ны не не только го р о д ско е, но и сель ское н асел ен и е и обеспечивается систем ой оплачиваемы х ' отпусков, р азвитием сети дом ов отды ха и различны х культурно-про светительны х учреж дений, особенн о в сельской м естности. Н овая Конституция статьей 44-й ввела право гр аж д ан С С С Р на жилищ е. Такого права нет- ни в одной капиталистической стране. Э то право гаранти руется всевозр а стающ им и м асш табам и государственного, коо пер ати вн ого и индивидуального Жи лищ ного стр о ительства, расп ред елен ием под общ ествен ны м контролем жилой пло щ ади, невы сокой платой за квартиру и ком м унальны е услуги. Значи тел ьн о ш ире новый О сновной З а кон ф о р м ул и р ует социально-политические права гр аж д ан. Н аряду с обеспечением свобо ды слова, печати, собраний, митин гов, уличных ш ествий и дем онстраций, гр аж д анам С С С Р , в соответствии с целями ком м ун и сти ческого строительства, предо став ляется свобо да научного, технического и х уд ож ествен н о го творчества, которая га р ан ти р уе тся ор ганизац ией научных иссле дований, и зо бретательско й и рационализа то р ско й д еятел ьн ости, развитием литера туры и искусства. По сравн ен ию с преж ним О сновным З а коном Конституция предоставляет граж да нам значи тельно больш е прав в области защиты их личных интересов. Л . И. Бреж нев назвал Конституцию 1977 го д а исто ри ческим рубеж ом на пути к ком м уни зм у. При этом он исходил из того, что она полностью отвечает ленинском у кри тер ию , п озволяю щ ем у судить о6 уровне разви ти я социалистической дем ократии,— сте п е н и участия народны х м асс в управле нии д елам и о бщ ества и государства. В это м см ы сле принципиально важное зн ачен ие им еет статья 48-я Конституции, ко то р ая гласит, что «граж дане С С С Р имею т п раво участвовать в управлении го суд арст венны м и и общ ественны м и делами, в об суж д ен и и и принятии законов и реш ений о б щ его суд ар ств е н н о го и м естного значе ния». Э то право обеспечи вается самой дем ок р ати ч е ско й избирательной систем ой и пол ной во зм ож ностью участия трудящ ихся в р аб о те С о вето в и других выборных го су д арствен ны х органов, в органах народного кон тро ля и в общ ественны х организациях. П ри этом О сновной Закон подчеркивает, что каж ды й граж данин С С С Р им еет право »носить в го суд арствен ны е органы и общ е ствен ны е организации предлож ения об улучш ении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Все долж ностны е ли ца обязаны в установленны е сроки р ассм ат ривать предлож ения и заявления граж дан, давать на них ответы и принимать необхо димы е м еры . Какое бы то ни было п ресле дование за критику карается законом . Новая Конституция С С С Р статьей 3-й впервые в законодательном порядке за крепляет ленинский принцип дем ократиче ско го централизм а, который и п реж де л е жал в основе организации и всей деятель ности социалистического госуд арства, но не был заф иксирован в О сновном Законе. Без м алейш его преувеличения мож но ска зать, что гарантированная новым О сновным Законом реализация этого принципа не им еет се б е равных во всей истории р аз вития со ветского народовластия и наибо лее полно выраж ает сущ ество общ енарод ной го сударственности в условиях развито го социалистического общ ества. Подчеркивая необходим ость дальнейш его развития научно обоснованного центра лизованного руководства, Конституция С С С Р , как ни один из преды дущ их О сн ов ных Законов, ш ироко о п р ед еляет автоном ные права местны х С оветов народных депутатов. Впервы е в текст О сновного Закона вве дена специальная глава о нар о дн ом , д епу тате. П редусм отренны е статьями этой гл а вы статут, права и обязанности народного депутата направлены на м аксим альную ак тивизацию деятельности м естны х Советов и их депутатов, на усиление действенно сти народного контроля, обеспечение б е з условного выполнения реш ений как м ест ных, так и выш естоящ их органов го суд арст венной власти, а такж е наказов избирате лей, на все более тесную связь Советов и их депутатов с народн» 1 ми м ассам и в це лях развития их творческой инициативы и сам одеятельности. И склю чительно важную роль в развитии социалистической дем ократии по линии все бо л ьш ею вовлечения народны х м асс в д е ла управления производством и общ еством играеи д еятельность трудовы х коллективов, которы е, по выраж ению Л. И. Бреж нева, являю тся первичной ячейкой наш его со циального организм а. Статья 8-я Конститу ции в законодательном порядке откры вает перед трудовыми коллективами страны ш ирочайшие возм ож ности для действи тельно м ассового, если не сказать поголов ного, участия всех трудящ ихся в управле нии производственными и государственным и делами. Э то как р аз то развитие социали стического дем окр атизм а в реш ающ ей сф е р е общ ественной жизни, а им енно в сф е р е м атериального производства, кото р ое со ответствует этапу развитого социа листического общ ества, со верш аю щ его пе реход к комм унизм у. Участвуя в об суж д е нии и реш ении государственны х дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кад ров, в организации социалистического со ревнования, в рбсуж дении и реш ении воп росов управления предприятиям и и учреж дениями, трудовы е коллективы уж е теперь превращ аю тся в про обр аз б уд ущ его ком
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2