Сибирские огни, 1978, № 10
Я СЕГОДНЯ ОБ ЭТОМ в сп ом н и л ... 9 — Ты брось ерунду говорить! Всякое добро рождается от грамоты. Так нас учат. А то, что я стал забывать, ничем не угрожает моей жизни. Когда мыслями уходишь высоко, поневоле забудешь всякие мелочи. Зато я не забываю главное. Я не думаю жить, как прежде, и не хочу жить лишь для своего удовольствия, как жили баи. Я хочу жить для всех. Ина че не буду достойным и счастливым человеком. И, заложив руки за спину, ушел в горы, где были лысые холмы, на спинах которых торчали длинные камни козе-тас ',— на таких камнях лю бит отдыхать беркут после долгого полета. В этот час полудня, когда,солнце стояло высоко на голубом небе и пели крутом жаворонки, к нам приехал троюродный брат отца — дядя Пилика, отец Арока. Он спросил: — Куда пошел Самсон? Он, вообще-то, в своем ли уме? Как я за мечаю, он уже лишается его совсем. — Не понять его мне,— отвечала йать,— скажи ему что-нибудь про тив, он сразу как топором отрубит. Язык-то острее стал. А трубку дер жит в зубах — и всюду ищет. Найдет лишь, когда ее уронит. Дядя Пилика' усмехнулся: — Это, пожалуй, нехороший признак. Бедный брат! Всю жизнь на бая работал и ничего хорошего не видел. А сейчас, когда нам Советская власть дала землю и волю, Самсон этим не хочет пользоваться. Мало скота у вас во дворе. Хлеб-то сеем вместе, йртельно, но скота побольше держать он не хочет. От людей отстанет. А они разбогатеют и станут баями, и опять на них работай. — Ничего не поделаешь,— вздохнула мать.— Раз человек не хо чет—‘ насильно его не заставишь. Наверно, бог дал нам такую судьбу. — Плохо, плохо, что он стал таким. Я слышал, что человек от учебы и грамоты глупеет, что учеба нечеловеческое занятие, а дьявольское. По этому он стал таким. Ни о чем не поговорить с ним по-свойски. Он все свое твердит. В учебу меня хочет втянуть. — А может быть, он, наоборот, умнеет, а мы глупеем, а? — отозва лась мать.— Один только бог знает об этом. О господи, грешные! Самсон даже богу-то не стал молиться. Раньше крестился после еды, а теперь нет. Наверно, он в бога-то не стал верить? — Это еще хуже,— сказал дядя.— Это совсем нехорошо. А все из-за его учебы проклятой-: Он уехал домой, в ближний верхний аал, оставив за собой следы те лежных колес и лошадиных копыт. \ . 3 Через несколько дней отец вернулся домой из заречного аала с ка ким-то приподнятым настроением. Мать спросила, отчего он стал таким. Отец поспешно сказал в ответ: — Период ТОЗа кончается, начинается другая — колхозная жизнь. Сегодня в заречном аале был большой сход. — Говоришь, другая жизнь пойдет? — с сомнением спросила мать.— Разве она лучше будет? Отец уверенно сказал: — Конечно, лучше. Такая жизнь была давно предусмотрена Лени ным. Об этом ясно сказал приехавший из аймака 1 2 большой начальник. Называется это колхозом. И большинство людей проголосовало за кол хоз. Только некоторые воздержались. Среди них я заметил брата Пили- 1 К о з е - т а с — курганный камень. 2 А й м а к — район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2