Сибирские огни, 1978, № 9
ГЕРОИ И СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМЫ 191 " Когда-то во времена Шекспира, когда те атры требовали огромного числа новых пьес, драматурги много работали в соав торстве, в том числе и сам Шекспир. Было известно, что такой-то особенно силен в разработке интриги, общего плана, но го раздо слабее в диалоге,— это уже был по вод для соавторства, для объединения уси лий. Я думаю, что окажись Володарский в подобных условиях, он с успехом бы зани мался общим планом, а не диалогом, пото му что его послушные, вышколенные пер сонажи вовремя вступают, вовремя подают реплики, с должным отношением выража ют свои чувства, декламируют, но не гово рят. У них есть резко обозначенная харак терность, но есть ли у них характеры? Уж очень они твердо помнят, кем им предписано быть, и они стараются, но час то их старания не вызывают доверия. Не могу я поверить, что именно так будет рас сказывать о своих школьных бедах один надцатилетний деревенский мальчик. Пашк а . Остался. Литература меня за мучила, Маш. Как подумаю про литерату ру, так в глазах темнеет. Столько писателей разных — ужас! И я всех еще по именам знать должен! Они меня не обязаны, а я обязан. Разве справедливо? Я для них на р о д— и все. Ну, а они для меня — писате ли, и привет, грузи капусту! Вот если бы они знали, что живет такой Павел Григорь евич Ветров, пятьдесят пятого года рожде ния, ну, тогда и я, может быть, расстарал ся бы, выучил про них... Хотя в какой-то момент этот одиннадца тилетний ненавистник литературы, перепу тав характерность, начинает по «фене бо- тать» («грузи капусту»),— я бы уже по этому монологу перевел его в следующий класс, ибо литературную речь он освоил настолько прилично, что может даже по зволить себе время от времени вносить в нее так называемые просторечия. Персонаж Володарского все время дер жит в уме, что он не должен забывать о своей характерности, и мы видим, что он это прекрасно помнит. А если иногда и проскальзывает в его речи бойкое словцо, ходкое выражение, не беда — чем смеш нее, тем лучше. Только от подобного рас чета на комические эффекты обычно стра дают на сцене характеры. Как, например, страдают герои Шукшина, которых актеры по привычке начинают играть, подчеркивая всякую неправильность речи, приглашая по смеяться над деревенскими манерами и выговором. Но разве мало комического в характерах Шукшина? Разве не вызывают смех его «чудики»? Это все так, но прав критик Л. Аннинский, который, приступая к объясне нию шукшинских характеров, бросает фра зу: «Очистим же дело от сюжетной нелепо сти». А затем поясняет: «Смысл душевных терзаний человека у позднего Шукши на: невозможность жить, когда душа запол нена «не тем». Это чистая нравственная максима, независимая (почти независимая) от «социального происхождения», от прописки, столь важной Шукшину 60-х го дов. Теперь он поднимается на защиту б л и з к о г о себе героя. Теперь он хочет понять к а ж д о г о » 1. В этом объяснении две части, одна для героя, другая для автора. Для героя — не возможность жить «не тем», отдавшись на волю привычных отношений, растворяясь в суете, как говорит один из персонажей Вампилова. А для автора — необходимость понять каждого, без деления на ситуации, независимо от обстоятельств, не спраши вая прописки. Если стремление показать и понять такого героя и владеет другими со временными драматургами, то полнее все го для театра оно раскрылось у Шукшина и Вампилова. Мир обжитой, привычный многим их ге роям, явно противопоказан — как бы не упустить, не забыть что-то такое, без чего нельзя. Это неопределенное что-то и вле чет, и мучит их, заставляет вспоминать ска зочный приказ: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не зн^ю что». Только у Шукши на этот неопределенный посыл принимает форму чудачества, сосредоточивается на неожиданном и подчас странном объекте: то микроскоп, то сапожки,— то вдруг обо рачивается пьяным криком: «верую». Со временность у Шукшина подсказывает и расставляет «детали», и в этой новой рас становке теряется и чудит герой, пото му что не находит, куда приложить себя, на чем отвести душу. А Шукшин упря мо заставляет его наталкиваться на эти но вые для него, непонятные, часто даже неприемлемые детали. Иван-дурак отправ ляется на поиски справки, которая бы удо стоверила, что он удЛный. Из этой подчерк нуто современной сферы жизни возникают часто для шукшинских героев предметы и притягательные, и отталкивающие: микро скоп, справка... Герой Шукшина часто ощущает «дефи цит современности». Это, может быть, зву чит странно по отношению к писателю, дол го ходившему в «деревенщиках», но это именно так. Шукшин, пытаясь понять каж дого, воспринимает своих героев на фоне пройденного им самим пути от деревни к городу. При этом писателю удалось не просто поменять место жительства: не от казываясь от ценностей одной культуры, он сумел приобщиться к другой, идущей от города. Это не было легко даже для Шук шина, а способен ли на такое приобщение каждый человек? По мере того, как Шукшин приближается к театру, этому традиционно городскому искусству, он меняет прописку своему ге рою также на городскую. Но это, в сущно сти, продолжение прежнего разговора, не зависимого от прописки, потому что не изменяются сами нравственные ценности. Меняется только причина, из-за которой нарушен баланс этих ценностей. А он нару шен и для героя, знающего только дерев ню и страдающего от «дефицита совре менности», и для горожанина, с лихвой по крывшего этот дефицит, но теперь не до считавшегося чего-то другого. Не случайно 1 Лев А н н и н с к и й . Тридцатые — семи десятые. «Современник», М., 1977, с. 263.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2