Сибирские огни, 1978, № 9
ГЕРОИ И- СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМЫ 189 Выходит, снова быт и повседневность? И, как бы подтверждая эту мысль, пьеса завершается чтением письма от родствен ников, которое получила мать Саши и Лю бы и которое будто попало в пьесу Соко ловой из какого-нибудь зощенковского рассказа. Откровенно комический, бытовой номер. Но разве только в повседневных ме лочах дело? Если рассматривать сцену с чтением письма как объяснение причины непонимания, тщетной погони друг за дру гом, то тогда авторское объяснение мень ше авторского замысла, меньше того, что намечалось в сюжете. Разве только быт несет ответственность за все случающееся в современных пьесах? Ведь быт — это люди в определенной сфе ре их жизни, плюс отношение людей к этой сфере. И получается несколько странно — замечательные, полные благих •замыслов люди страдают от «безличного», невыноси мого быха. Но для того, чтобы стать невы носимым, быт должен получить человече ское воплощение, а иначе выходит, что за всех отвечает суетливая и замотанная мать Саши. Все остальные выше быта, живут, глядя на звезды, а не себе под ноги. «Трагикомедия» — так определила жанр своей пьесы А. Соколова. Действительно, жанр смешанный: в нем есть нечто и от ли рической драмы, и от бытовой комедии, и от мелодрамы... Жанровая смешанность — сказано вовсе не в укор, ибо жанровой чистоты современное искусство не знает. Жаль только, что среди перечисленных вы ше ингредиентов мал удельный вес психо логической драмы — оча в подтексте, она дается намеком, фрагментом. А если ее вывести в сюжет? И показать быт не как фон, а как жизненную ситуа цию, которая образует человека,%незави симо от того, нравится она ему или нет, совпадает или нет с его мечтами и фанта зиями. Человек на работе и человек у себя до ма — чем еще можно дополнить эти две основные ситуации современной драмы? Но в современной литературе есть еще одно важное разделение по обстоятельст вам: человек в городе и человек в де ревне. Это произошло на рубеже семидесятых годов. На театральных афишах появились имена В. Тендрякова, Ф. Абрамова. Нет, пьес они не писали, просто по их произве дениям ставили спектакли. Так театр «за действовал» деревенскую прозу... Затем начали появляться пьесы, написанные изве стными прозаиками: В. Беловым, В. Астафье вым... Если астафьевская «Черемуха» — это авторское переложение прозаических сю жетов в драму, то «Над светлой водой» Белова — пьеса, которая и писалась как та ковая и которая одновременно с пьесой Н. Анкилова «Всего три дня» начала «осо бую линию» в современной драме. Пьес на материале деревни не так много, но они заметны в театре. Особенно, если вспом нить Василия Шукшина, который никак не укладывается полностью в деревенскую те матику, но в какой-то степени ее поддер живает. В конце шестидесятых — начале семидеся тых годов одна за другой были поставлены почти все основные пьесы Александра Вам пилова. Сейчас, после десятков Статей и со тен рецензий по поводу Вампилова, стран но и самонадеянно пытаться в одной-двух фразах сказать, что же принесло ему ус пех и что он принес в театр прежде всего. И все-таки попытаюсь. Начиная со «Стар шего сына», Вампилов овладевает умением чувствовать своих персонажей в ритме со временной жизни. Но эго не конец, а начало сделанного Вампиловым. Он не оста навливается на внешнем сходстве, не удо влетворяется только тем, чтобы его персо нажи были безусловно похожи внешне на своих жизненных прототипов. Вампилов за ставляет их проявляться до конца, делать выбор в условиях критических, жестких и даже жестоких. При этом, делая выбор, они «выбирают» и свой характер, который, ко нечно же, формируется ежедневно, еже часно. Но есть моменты главных решений, которые потом отменить невозможно или почти невозможно. Вампилов ищет эти мо менты для современного человека. Именно в этом с пьесами Вампилова пе рекликаются первые пьесы, написанные на материале деревенской жизни. Сложный для драмы материал. Сложность здесь на чинается уже с языка, с речи, очень осо бенной, неправильной, но которую необхо димо сохранить в ее неправильности, что бы не разрушить склад мышления. К тому же в театре, даже помимо воли режиссе ров и исполнителей, властвует едва ли не вековая традиция: деревенский житель — персонаж комический. А здесь комикова- ние неуместно. Если сравнить первоначаль но опубликованный текст некоторых из этих драм с тем текстом, который звучит со сце ны, может показаться, что театр пасует пе ред сложностью, жестокостью жизни, уви денной драматургами. Меняются финалы, выбрасываются сцены, и эти изменения обычно вносятся там, где в первоначальном варианте исход был трагическим — смерть, самоубийство... Такого р$да перемены коснулись и пьесы В. Белова, и пьесы И. Анкилова, и пьесы Э. Володарского «Звезды для лейтенанта»... Так почему же спасовал перед сложно стью этих пьес театр и спасовал ли он? Утвердительный ответ на вторую часть во проса вроде бы напрашивается сам. Когда в 1975 году по свежим следам первых пьес о деревне я напечатал о них сТатью в жур нале «Театр», то там были такие слова: «Произведения В. Белова и Н. Анкилова не легки и непросты, и едва ли стоит режис серам стремиться к их упрощению и облег чению». Но и тогда было ясно, что, помимо желания снять остроту, есть и другая, те перь я думаю, главная причина — отсутст вие у начинающих драматургов умения рас считать законы восприятия со сцены, то есть приблизительное знание театральной специфики. Чем сложнее и чем важнее со бытия, тем более точно должнр быть рас считано их восприятие, иначе зритель уви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2