Сибирские огни, 1978, № 9
188 ИГОРЬ ШАЙТАНОВ П о л у о р л о в . Вот так-то! Вот! А мы! Что есть, то и надо! А д в м ы ч. Не! Что надо, то и есть. Не здесь ли приближение к авторскому варианту ответа? Человеку необходимо иметь то, что ему «надо». Вопрос лишь в том, насколько разумно и справедливо это «надо». Это.— с одной стороны. А с дру гой — насколько оно достижимо. Поэтому, наверное, у Рощина, кроме пьесы о захле стнувшем, подавившем человека быте, есть пьеса и с противоположной проблемой — о неустроенном быте. Я имею в виду пьесу «Муж и жена сни мут комнату». Быт, каким он показан здесь,— это прежний, комичный, абсурдный быт. Меняя квартиры, молодые супруги Алена и Алеша только убеждаются, что та ков он везде и у всех, но их мучит дру г о е— то, что у них нет своего быта. Обре сти его — значит спасти любовь. Не пара докс ли? Нет, конечно. Естественная и необходимая надежда, что у нас будет ина че, что наш быт будет не препятствием, а защитой, поддержкой любви, «атмосферой, где жилось и дышалось бы легче». Мы снова невольно вспомнили «Машеньку». Но для персонажей Рощина такая атмосфера— лишь надежда, которую, правда, автор у них не отнимает. Лирику же современные драматурги предпочитают,оставлять «за ку лисами». Быт нередко играет роль мелодрамати ческого или трагикомического злодея в со временных пьесах. Все беды от него. И да же если драматург воздержится от бытово го преувеличения, его дополнят режиссер, исполнители. Всем хочется сыграть крупно, ярко, добиваясь немедленной благодарной реакции зала, а бытовой материал в этом отношении — самый благодатный. В резуль тате — выигрывают бытовые сцены и... про игрывают спектакли. Все усилия сосредото чены на «спасительных» жанровых эпизо дах, комических сценках, а лирическая часть, и без. того не самая яркая в драматургии, на сцене вовсе бледнеет. Или доводится до другой, декламационной, крикливой край^ ности. Преувеличение в одном заставляет для сохранения «баланса» преувеличивать и в другом. Современный театр, добива ющийся укрупненных образов, броской сценичности, всего труднее справляется с тем материалом, где не нужно повышать голос, где его нужно, наоборот, понизить. В одной из самых интересных пьес по следнего времени — «Фантазии Фарятье- ва», написанной молодым драматургом А. Соколовой, есть традиционный бытовой абсурд, есть, в противовес ему, и лириче ские странности — фантазии главного героя. Но между этими крайними точками есть ли рическая область «некрикливых» чувств. Я боюсь, что в спектаклях по пьесе А. Со коловой эта область больше всех пострада е т— либо ее поглотит комическая часть, либо она обернется истерической мелодра мой. Тем более, что мелодраматизм в пье се есть. Кстати, слово «мелодрама» в по следнее время начали произносить без прежнего сурового осуждения. Потому что соскучились по чувству. По чувству, кото рое вне расчетов, вне мотивировок, кото рое непонятно почему возникает и которое, если его нет, нельзя заслужить. Это и объ ясняет Павлику Фарятьеву любимая им. но не любящая его Александра: Па в л ик . Может быть, я как-то сумею заслужить вашу любовь?.. Может быть, со временем... Саша . Господи! Да разве ее можно за служить? О чем вы говорите? Как ее мож но заслужить? Чем? Вы думаете, была бы вся эта неразбериха, если бы каждому воз давалось по заслугам? Банальный и вечный диалог! Но как толь ко на короткое время он вдруг затихает, зритель проявляет признаки беспокойства и ждет — когда же? Когда он снова сможет услышать его и увидеть известный любов ный треугольник. Впрочем, в стремлении к сложному драматург предпочитает услож нить и саму геометрию конфликта. Возни кает уже не треугольник, а скорее четырех угольник. И к тому же — еще одна совре менная черта — «четырехугольник» остается неразомкнутым, без развязки, со слабо на меченной интригой. А нет интриги, нет и традиционного сю жетного развития. Есть зубной врач Фа- рятьев, который делает предложение чуть не в первой же своей реплике. Есть Алек сандра, которой делают предложение и ко торая раздумывает над ним,— во время ее раздумья и происходят эпизоды, составля ющие сюжет пьесы. Она любит Бедхудова и в конце концов убегает к нему, в то вре мя лак Павлик уже на правах жениха сидит у нее дома. Бедхудова в пьесе нет, хотя о нем все много говорят. Еще в пьесе есть младшая сестра Александры, строптивая школьница Люба, которая, подслушав фан тазии Фарятьева, захотела заслужить его любовь. Но разве ее можно заслужить? Вот она — драма без злодеев, даже без виноватых, даже без быта как первопричи ны всех зол человеческих. Персонажи го- ‘няются друг за другом, как по заколдован ному кругу. Стечение обстоятельств? Тоже нет, потому что ситуация перед нами не случайная, а повторяющаяся. Иначе зачем было бы придумывать теории для ее раз решения и принимать их за главное дело своей жизни. Саша постоянно ссылается на то, что сказал Бедхудов. Так вот, по этому поводу Бедхудов говорит, что «взаимопо нимание необходимо... что это наша един ственная обязанность, единственный долг: как минимум, понимать друг друга...» Но этот главный долг не исполнен. Фантазии Фарятьева тоже о взаимопони мании. Он придумал теорию, которая долж на сделать его знаменитым, потому что она всем необходима. Суть ее в том, что лю ди — инопланетяне, забывшие об этом, а им нужно вспомнить, только вспомнить — и все будет хорошо: «Посмотрите на лю дей. Разве они стали бы обижать друг дру га, мучить, если бы знали об этом? Если бы они знали, что они единое целое?». А что им мешает вспомнить? На это тоже отвечает Фарятьев: «Мы мучимся над мел кими, никому не нужными проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую, мы от рождения до смерти смотрим себе под ноги, только под ноги...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2