Сибирские огни, 1978, № 9
ГЕРОИ И СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМЫ 187 достоверностью обстоятельств. Избыточное увлечение. Быт привлекает драматургов, потому что он привлекает и зрителей, испытывающих при встрече с ним радость узнавания, но быт же и озадачивает — как ввести его в действие, не впадая в описательность, ил люстративность. Снова уместно вспомнить о Вампилове, который начал свой самосто ятельный путь с овладения современным жизненным материалом, с точного указания времени действия — настоящее. Так, уже в «Старшем сыне» появляется преувеличенная характерность современного речевого ко лорита, которым и шокирует, и смешит зрителя Сильва. И при этом полное отсут ствие голого бытописательства, сцен толь ко ради колорита и фона — такой расточи тельности Вампилов себе не позволяет. Быт, въевшийся в характеры, в привычки, в речь... В «Старшем сыне» персонажи, пред ставляющие это поверхностное «настоя щее», крайне непривлекательны и к тому же еще комичны: Сильва, Кудимов. В «Ути ной охоте» тот же бездумный принцип «Жи ви, как заведено и как живется»,— вдруг освещается трагическим светом. Образ жизни, данный не в бытовых кар тинках, зарисовках, а через характеры пер сонажей,— вот оно простое, традиционное по формулировке и ускользающее в худо жественной практике решение. Сошлюсь на пример известной пьесы Михаила Рощина «Старый Новый год», еще в 1974 году напечатанной журналом «Театр», получившей большую и в целом доброже лательную прессу. Поэтому лишь вкратце напомню сюжет. Действие происходит в двух семьях — Себейкиных и Полуорловых. Первая — рабочая семья, вторая — интел лигенты. В каждой из них принципиально разный быт, порядок отношений. Общее же то, что главы семей устают от этого за веденного порядка и наутро после приема гостей — параллельные сцены — покидают свой дом, каждый в сопровождении друга. Обе пары, ведомые «божьим человеком» Адамычем, встречаются в бане, где на них, разморенных и опохмелившихся, снисходит успокоение и начинает проясняться, чего каждый из них хочет. Интересная ситуация, особенно если учесть, что она основательно подкреплена бытовой сочностью. Беда же этой ситуации в том, что она финальная. По словам Бернарда Шоу, проблемность в пьесе складывается из следующих частей: завязка — ситуация — дискуссия. Так вот именно на дискуссию теперь времени и не остается, ее быстренько сворачивают в тот момент, когда она только успела заинтере совать зрителя. Ее приходится сворачивать, так как все время и жизненное пространст во ушло на воссоздание обстоятельств, на ситуацию. Но это уже вопрос драматиче ской техники, экономии художественных средств. Тому же Бернарду Шоу, когда он попытался в начале своего драматического поприща написать пьесу по существующим законам, традиционного сюжета хватило едва на половину пьесы— проблемная на сыщенность, которую он искал, диктовала более жесткий ритм развития. Отсутствие сюжетной ритмичности, выстроенности ска зывается во многих современных пьесах, что вредит не только форме, но и не ос тавляет достаточно пространства, чтобы развернуть содержание, исполнить наме ченное. А ведь фрагментарной может быть форма, но не содержание. В то же время увлечение бытом, ведущее к его переизбытку в пьесах, если и неоправ данно в существующем своем виде, то объ яснимо: быт — это не только обстоятельст ва, но и проблема. В те времена, когда ге рой пьесы Виктора Розова рубил отцовской шашкой дорогой сервант, отношение к быту было понятным: тот, кто слишком много ду мает о мебели, или уже мещанин, или на опасном пути к мещанству. Такой персонаж был в меньшинстве. Теперь случай зараже ния бытом стал менее очевидным и более распространенным. То, что было острым за болеванием, стало теперь хроническим. Распространенное (и слава богу, что рас пространенное!) явление — переезд на но вую квартиру. Люди, по-детски наслаждаю щиеся новыми для них бытовыми пре имуществами: холодильник, " телевизор, телефон. Бабушка Себейкина так и не по явится на сцене — она все время в ванной, ждет, когда же горячая вода кончится. А вода не кончается, на удивление бежит и бежит из крана! Сам Себейкин, буквально ошалев от свалившегося счастья, кричит студенту-родственнику: «Учишься, все учишься! Пока не ослепнешь рт книжек своих или чахотку не заработаешь! А вот у меня в доме и книжек сроду не было! У меня пять классов, понял!» И наутро пос ле своего торжества он же сбежит из дому! Сбежит, чтобы в бане столкнуться с сосе- дом-интеллйгентом, который уже выкинул всю свою стильную мебель... И который те перь вдруг пожалел о содеянном — Полуор- лова потянуло обратно, в разрушенный им самим уют, в устроенный, отлаженный быт. Я говорил, что в этой пьесе Рощин пред почитает контрастные и парадоксальные си туации, однако на их обсуждение и разви тие времени не остается. Но уже из того, что есть, один вывод следует вне сомне ния. Как видно, усложнилось современное отношение к быту, которое не разрешишь, «порубав» быт шашкой или отправив на по мойку импортные гарнитуры. Принимать быт или избавляться от него? В пьесе есть две детские проекции этого вопроса, как всегда в таком случае, доведенные до крайности, предельно откровенные. Пер вый вариант — дочь Себейкина, принима ющаяся каждый раз, как кто-нибудь трога ет ее вещи, препротивно ныть и кричать: «Мое». И сын Полуорлова, который, повто ряя родителей, тащит учебники к мусоро проводу: «Все к черту! Свободу!». И еще один очень любопытный диалог происходит на ту же тему. Адамыча, един ственного участника обеих компаний, в ка кой-то момент и там, и там начинают до прашивать, а кто он собственно такой, по какому праву... И главный вопрос: «Да что у него есть-то?». А д а м ыч, У меня-то? У меня все есть. Инна. Что все? А д а м ы ч. Что надо...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2