Сибирские огни, 1978, № 9
ГЕРОИ И СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМЫ 185 логии с другими героями и пьесами Зо рина. По аналогии же с современной драматургией вообще гораздо справедли вее другое определение Огаркова: «Огар ков — человек дела, а не слова». Деловой герой, представший в комическом жанре, но по серьезному поводу. Огарков, экономист учреждения «Рези новое изделие», единственный из сослужив цев обрадовался слуху о предстоящем те стировании сотрудников. Остальных же слух поверг в панику, в том числе и самого управляющего товарища Лалаева, мысли которого до сих пор были спокойно и при ятно заняты собственным пятидесятилетним юбилеем. Теперь под угрозой не только юбилей, но и служебное положение. Послу шайте, как с ним беседует «человек дела» Огарков. Л а л а е в. ...Положим, они не справятся с тестом. Что вы им можете предложить? О г а р к о в (пожав плечами). Пусть ра стут, пусть совершенствуются. Л а л а е в. Но если они не могут? О г а р к о в . Не могут? Так пусть уступят свои места. Л а л а е в. Недвусмысленно, но безжало стно... Да, особенно, если учесть, что среди со трудников «Резинового изделия» есть и та кие, кому осталось пару лет дотянуть до пенсии, а через тестирование им, приучен ным лишь к рутинной работе, не пробрать ся. Их-то и жалко управляющему? Признать ся, в пьесе они жалости не вызывают, пото му что они сами — сила. Да и не о преста релом работнике печется Лалаев: О г а р к о в (внимательно на него смот рит, достает сигарету, закуривает). Вас за нимает ваша судьба? Л а л а е в (стараясь сохранить спокойст вие). Не скрою, мне было бы любопытно. О г а р к о в . Я еще не пришел к решению. Ла л а е в . Огарков, вы страшный человек. О г а р к о в . Я думаю об интересах дела. Я должен понять, каким манером вас луч ше всего использовать. Вот он — чешковский вариант, в котором на комическое заострение списывается де ловая односторонность героя, его невнима ние к вопросам личности. И вообще, о ка ких личностях может идти речь в пьесе, если противники Огаркова — не люди, а бо лее-менее отлаженные бюрократические автоматы. И самый из них совершенный, са мый отлаженный по инструкциям «традици онной школы» Панкрат Панкратович Пантю хов — претендент на место зама, которое в смутный момент пригрезившегося тестиро вания чуть было не досталось Огаркову. Лалаеву почти бессловесный Пантюхов им понирует, но в момент, когда почудилась опасность, управляющий вынужден посмот реть на него беспристрастно: «Почти син хронное исполнение, но заторможенные реакции. Я лично эту школу ценю, больше того — люблю, уважаю, но в изменившихся условиях она себя не может оправдать». Однако условия не изменились. Опас ность теста откладывается на неопределен ный срок. Пантюхов остается. Огарков ухо дит. Кому надо, тот спокойно доработает до пенсии или до самой смерти. «Не спра вился — уходи»,— возмущенно повторяет управляющий аналогичным заведением Ды- беев.— А куда? Нет, у нас свой подход к ра ботнику. И в этом подходе и состоит, если хочешь, наше завоевание». Словом, начина ется демагогия по крупному счету. Не знаю, может быть, потому, что «Не знакомец» по жанру комедия, а может быть, и по чему-то другому но этого без двух минут пенсионера не жалко. Тем бо лее, что он остается. А Огаркова жалко, хотя он по праву комического героя и поз воляет себе перехлест в минуту своего торжества. Жалко, что ему приходится уйти. Даже без большого труда прощаешь ему невнимание к своим дрожащим от ужаса при мысли о тестировании сослуживцам — очень уж непривлекательные и ничтожные это люди. Прощаешь, может быть, потому, что комедия. А может быть, и потому, что современные драматурги-сумели доказать, что без отлаженного дела не будет отлаже на нравственность. Это взаимозависимые, по мысли драматургов, области, но при этом деловой и лирический герои редко встре чаются в одной пьесе. У каждого из них своя ситуация в современной драме. Самый простой и естественный способ определения современности пьесы — по да те написания или первой публикации, по становки. Бывает иначе —- появляется про изведение хорошо известное, классическое и вдруг встает в современный ряд. В 1977 году вышел в свет двухтомник Александра Афиногенова. Я не знаю, послужит ли он достаточным поводом, чтобы пьесы Афино генова начали, как принято говорит^, вто рую жизнь, скорее всего нет, но повод к новому прочтению и к размышлению о со временных драмах он дает. Во-первых, целый том составляют инте реснейшие дневники и письма драматурга, лишь в небольшой части печатавшиеся ра нее. Во-вторых, рядом с ними заново про звучали и сами пьесы. Ведь если искать истоки производственной темы или жанра, то здесь без Афиногенова не обойтись — «Страх», «Чудак». И на их фоне такая «не деловая» и такая знаменитая «Машенька». О ее возрождение говорить не приходится, потому что уже почти сорок лет она не сходит со сцены. Одна из лучших советских лирических пьес, но за ее камерными со бытиями сложное время, трудные для ее автора дни, когда было столько «прожито и пережито». Клевета, разочарование в «друзьях», от куда «как ни странно... и родилась «Ма шенька»,— писал уже после успеха пьесы в одном из писем Афиногенов. Она роди лась «от страстного желания побить сре ди хороших людей, полных чистых чувств, благородных намерений, сердечной про стоты и подлинной дружбы. Я выдумал себе эту атмосферу жизни... атмосферу, где жилось и дышалось легче бы всем нам... Этим я объясняю тот неожи данный и очень большой успех спектакля и пьесы у зрителя, который она вдруг полу чила».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2