Сибирские огни, 1978, № 9
184 ИГОРЬ ШАЙТАНОВ визит мы становимся свидетелями произ водственного обмана — приписки реконст рукции целого фарфорового завода... Разговор о работе возникает в пьесе по стоянно, но только по двум поводам: в шутку или ради обмана. На новоселье у Зи- лова приготовившие ему подарок гости-со служивцы просят хозяина, прежде чем вру чить подарок, поугадывать, что он больше всего любит. Он строит догадки, но все — мимо. Тогда догадывается один из гостей: «Больше всего на свете Витя любит работу». Это веселая шутка — все смеются. И начинается пьеса с шутки по тому же породу: «Незабвенному, безвременно сго ревшему на работе Зилову Виктору Алек сандровичу от безутешных друзей» — ма ленькая месть за скандал, который он им закатил предыдущим вечером. Но адресат этого венка отнесется к шутке со всей серь езностью. Он начинает с того, что решает, кто и как воспримет известие о его смер ти — его мысли воплощены в зримые обра зы на сцене. Начинает раскручиваться лента памяти, начинается просмотр прошлого. Надпись на венке — шутка по серьезному поводу. Можно представить Зилова и его компанию где угодно, в том числе и на ра боте, но их нельзя представить занятыми делом. Так, второй раз мы оказываемся в Бюро технической информации (дезинфор мации?), чтобы стать свидетелями разобла чения и начальственного гнева, который был недолгим и без всяких вытекающих послед ствий,— все сошло и на этот раз удачно с помощью жены Саяпина. Мы видели и преступление и... несостоявшееся наказа ние. Постоянная характеристика этих персо нажей — социальная бесполезность, кото рую сопровождает иллюзия легкой и при ятной жизни. Но вдруг один не выдержива ет. Этим невыдержавшим оказался самый удачливый и самый способный — Зилов. Сначала срыв, ему самому непонятный, а затем, когда разобрался и что-то понял,— попытка самоубийства, которым едва не завершилась пьеса. Но разве от того, что герои Вампилова не проводят все сюжетное время на рабо чем ме^те, отменяется производственная проблема? Та мысль, которую настойчиво проводят авторы новых производственных пьес о зависимости деловых и нравственных вопросов, здесь вошла не только в разго воры, но и в жизнь персонажей. Я не слу чайно говорю именно о зависимости между этими различными сферами человеческой жизни, потому что однозначного соответст вия между ними быть не может. Хорошие деловые качества еще не гарантируют мо ральную безупречность, как, впрочем, и на оборот. Но зависимость между ними нали ц о— ее утверждают многие современные драматурги, и ее прекрасно показал Вампи лов в своей «непроизводственной» пьесе. Я уже говорил, что в отношении этого ед ва ли не главного вопроса решительным об разом изменилась точка зрения у авторов новых производственных пьес по сравне нию, скажем, с «Человеком со стороны» И. Дворецкого. Новизна этой пьесы, по справедливому замечанию критика Ю. Смел- кова, как раз и заключалась в том, что «Пешков принципиально не допускал взаи мопроникновения «Делового» и «личного»1. Эту новизну тотчас же заметили и подверг ли в целом осуждению, хотя было и немало защитников. Что касается персонажа, то, может быть, лучше* всего Пешкову помогла бы оправдаться пьеса Вампилова. Ибо при виде таких работничков, как Зилов, настоя щим спасением, и в том числе для них са мих, кажется приход Пешкова. Уж он бы... И совсем иначе смотрится Пешков на том человеческом фоне, который ему создал Дворецкий. Ведь там пьеса в общем без плохих и уж явно без нечестных людей. Человек, совершивший обман, ошибку, му чается сильнее всего от сознания вины, доходит до попытки самоубийства. Совсем как Зилов? Да, если судить по результату, но далеко не по мотивам поступка. Зилов страдает из-за своей неприкаянности. Об обмане, совершенном в рабочее время, он и думать забыл. Он только вдруг сознает свою никчемность и приходит в отчаянье. Кушак — начальник Зилова — представля ет собой прямую противоположность Пеш кову как руководитель. Видя его «принцип» руководства, спокойнее начинаешь отно ситься к чешковским крайностям.- тем более помня, что это крайности впервые с такой остротой поставленных в драматургии воп росов. Начало, которое толкает к преуве личению. Говоря о Пешкове, мы оцениваем его не как человека (характер его лишь на мечен в пьесе), а как определенный прин цип отношения к делу, принцип руководст ва. Только ограничив в нем самом личное начало, можно было создать героя, на столько последовательно равнодушного к личному в других. И еще одно оправдание Пешкову задним числом предлагают сами же производст венные пьесы. Пешков хотел научить людей личной ответственности в производствен ных вопросах, принципиально отметая все объяснения частного характера, относящие ся к области личной жизни. Но, воспитырая деловую ответственность, Пешков воспиты вал человека, ибо деловое неотделимо от лцчного. Пока есть знловы, необходимы чешковы, а точнее — пока есть зиловский принцип отношения к делу, необходим и чешковский принцип руководства. Другое дело, как этот принцип будет выглядеть в сочетании с конкретной личностью руково дителя, но Пешков не столько личность, сколько выразитель принципа. Так он вид нее в пьесе, отсюда и его прямолинейность. В последнее время герой, наделенный чешковской прямолинейностью, перекоче вал в комедию — Огарков из «Незнаком ца» Л. Зорина. Владимир Клименко, писав ший на пьесу развернутую рецензию под рубрикой «Обзоры и размышления»2, на зывает Огаркова «лирическим героем, за летевшим в сатирическую комедию» по ана 1 Ю; С м е л к о в . «Новый мир», 1976, № 4, с. 250. 2 См. «Литературное обозрение», 1977, № 6 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2