Сибирские огни, 1978, № 9
ГЕРОИ И СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМЫ 183 нитель роли. И думается, слишком многое оставил драматург на «доигрывание»... Ведь сама ситуация требует внутренней, психологической сложности от этого обра за. Одно дело, если бы Сакулин был изоб ражен этаким несгибаемым, никогда не от ступающим правдолюбом, но этого нет. Его решительность объясняется тем, что, по его собственным словам, он подсчитал все убытки, что один раз он промолчал, дру гой — не выступил, третий — вообще решил не вмешиваться... Свои умолчания он оце нивает миллионов в восемь! А если пере вести эти миллионы в ценности нравствен ные? Каждое умолчание было шагом в со здании характера, таких шагов было сдела но много, а свой собственный характер так просто не переиграешь. Трудно пойти про тив того, что ты сам делал и чем ты стал.-— этому в пьесе много примеров. Но в том-то и дело, что в производствен ных пьесах (может быть, поэтому они и остаются пьесами, определяемыми темой) происходит, как уже было сказано, разде ление труда: одни персонажи свидетельст вуют, насколько тяжело идти против всеоб щего мнения и против себя, а другие осво бождаются от этой «второй сложности» и живут радостью прозрения. Это относится и к пьесе М. Шатрова «Мои Надежды». Путь Нади Родионовой к при знанию, сделанному перед всеми, был для нее мучительным, изобиловавшим слезами, но причина их была главным образом внеш няя— уговоры других людей. Людей хоро ших и уважаемых, которых нельзя подвести. Для самой же себя Надя все поняла сра зу — здесь сомнений не было. А есть в пьесе указание и на другую воз можность, на другой, более сложный чело веческий вариант. После того, как Надя за говорила не по бумажке, к ней подошла пожилая ткачиха, ее непосредственное на чальство, которая всех больше уговаривала Надю не дурить, не снимать свою кандида туру, и призналась, что именно таких от кровенных слов ожидала она от своей уче ницы, и добавила, как будто о чем-то со жалея: «А я бы не могла». Конечно, перед нами еще очень молодой человек, в душу которого не успела прочно въесться привычка делить правду на две части: та, что звучит с трибуны, и та, кото рую знают все. Но уж очень распростра ненная это привычка, ибо наделены ею и Надины подруги, и молодой журналист... Так, может быть, стоило обратить внимание именно на внутренний момент борьбы? Вот здесь я и хочу вспомнить «Утиную охоту» Вампилова, которая именно в этом моменте отличается от большинства совре менных пьес, и именно этой своей непохо жестью надолго обескуражила критику. Яне собираюсь ставить ее в пример драматур гам, о которых шла речь, потому что и си туация, и герой, и задачи — все здесь разное. Пьеса Вампилова о том, как засасы вает и разрушает человека безделье, снис ходительность к себе. Гельман же и Шатров писали пьесы с противоположным нравст венным заданием — показать, как человек эту снисходительность преодолевает. Меж ду этими крайностями, однако, не должно быть пропасти, они необходимо дополняют друг друга: растворение одного человека в суете, во лжи не отменяет для другого возможности ее преодоления, а только под сказывает, насколько это преодоление тя жело дается. И не всегда дается. По сути все «полнометражные» пьесы Вампилова — пьесы о прозрении, о новом понимании себя. «Утиная охота» — не ис ключение. Обратите внимание на то, что начальная и конечная ситуации в пьесах Вампилова обычно совпадают. Так происхо дит и в «Старшем сыне», и в «Прошлым летом в Чулимске», и в одном из вариантов «Прощания в июне». То есть у Вампилова само же действие составляет «материал», ведущий к прозрению, в результате которо го в финале герой выходит на новый жиз ненный виток. Финал — это зрительный об раз совершившихся перемен в самом ге рое, что подчеркивают повторяемые почти буквально обстоятельства. Бусыгин, который опять опаздывает на электричку и остается в семье, куда забежал двадцать четыре ча са назад, чтобы обогреться и сыграть шутку («Старший сын»). Шаманов, который также по истечении двадцати четырех часов спу скается из своей комнаты и звонит по теле фону — да, он поедет и выступит по делу, от которого вначале отказался («Прошлым лето^х в Чулимске»). Возвращение к нача лу, но это аналогии, данные по контрасту. Финал — точка, момент восхождения героя. Иначе только в «Утиной охоте», где по вторение тоже намечено, но без обычной определенности контраста. По теме — это пьеса о человеке и его работе, во всяком случае от этого зависит все остальное. «Утиная охота» — пьеса отнюдь не произ- водственная.О том, что не нужно злоупот реблять этим ярлыком, очень верно пишет в своей книге «Кто держит паузу» С. Юр ский: «...в теоретических спорах о производ ственной пьесе иногда начинают абсолюти зировать всеобщность этой формы выраже ния, и вот уже в рассуждениях одного из самых признанных современных драматур гов И. Дворецкого вполушутку, но и вполу- серьез звучит мнение, что и гоголевский «Ревизор» по сути дела «пьеса об управле нии». И все будущее нашей современной драматургии целиком связывается с насущ ными и перспективными производственными проблемами. Мне кажется, такое суждение неправомерно». Конечно, неправомерно! Производствен ные, деловые вопросы, естественно, возни кают в художественном произведении, по тому что они постоянно входят в нашу жизнь. Но не вся жизнь целиком подойдет под эти вопросы, да и их решение, может быть, лучше не отрывать от всех других •«людских» проблем. Поэтому, отстаивая правомерность, ценность производственной темы, я бы отстаивал ее как тему в пьесе, взятую в общем проблемном ряду, а не как обособленную тему в драматургии. В «Утиной охоте» мы дважды попадаем в Бюро технической информации, где рабо тают или, точнее сказать, куда иногда ходят на службу персонажи. Причем, в первый же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2