Сибирские огни, 1978, № 9
182 ИГОРЬ ШАЙТАНОВ ется в конфликт, восстанавливает истину, но оказывается, что данный конкретный конф ликт уже неразрешим без потерь, что вы бирать уже не из чего — обстоятельства и затянувшаяся ошибка продиктовали выбор. в пьесе М Шатрове «Мои Надежды» про изводственный размах гораздо скромнее— ткацкая фабрика. Но ведь масштаб нрав ственной проблемы совсем не обязательно зависит от масштаба тех экономических воп росов, которые послужили поводом для нее. Нужно увидеть не частность, а сам принцип отношений. Такой принцип в пьесе Шатрова найден, его открывают для себя самые разные пер сонажи, по-разному реагируя на свое от крытие. Для главной героини, молодой, пе редовой ткачихи Нади Родионовой, это чуть ли не трагическое открытие: «Награж дают за брак...» Тем более трагическое, что награждают не кого-нибудь, а ее саму. Ее выдвигают в депутаты районного Совета. Впрочем, Надя не сразу удивилась тому, что ее награждают. Напротив, она уже на чала привыкать к своему положению знат ной ткачихи, мачка. Она научилась гладко выступать с трибун и давать интервью, при выкла к заграничным поездкам... Все каза лось заслуженным — ведь она первой нача ла работать на восьми станках вместо четырех. Только вот после очередной за гранпоездки, на сей раз в Италию, ей пря- ’мо в глаза сказали о том, что ее достиже ния— липа. Сказала бывшая подруга, но самым страшным было то, что так думали все. Начались сомнения, попытки отказаться от славы, от депутатства, но выяснилось только одно: все на фабрике знают «цену» ее трудовому подвигу, но все привыкли. Об этом открытым текстом сообщила Наде ее вторая подруга — Оля Дейкина. Шатров на ходит очень верный прием для решения главной темы, для ее сценического разви тия, делая ее не только темой разговоров, обсуждений, но и наглядно развивающейся сюжетной линией. Значительную часть вре мени на сцене присутствует молодой жур налист, студент последнего курса, который делает передачу о Наде Родионовой и ее бригаде для радио. Если передача получит ся, его возьмут на работу, и он старается. Старается изо всех сил. Чтобы все было, как надо, как у настоящих журналистов. Результат этих стараний можно предска зать— чеканный, неразбавленный штамп, хотя мальчик и знает, что больше всего це нится искренность. И вот мы наблюдаем, как совершается рождение «двух истин», как персонажи, появляясь из гущи слож ных, противоречивых событий, бодрыми го лосами рапортуют в микрофон. И сам ре портер тоже с воодушевлением говорит в микрофон о трудовом подвиге, не замечая, что рядом заливается слезами героиня это го подвига. Шатров не ограничивает деятельность ра диожурналиста Олега Макарцева несколь кими комическими выходами, а выстраива ет четкую линию, у которой свое развитие, параллельное главной теме. Распутывая «чу жие» отношения, Макарцев в конце концов принимает решение — уничтожить сделан ную и уже одобренную передачу. Если в пьесе Гельмана открытый финал, то у Шатрова привлекает другое, то, от че го мы уже отвыкли при широко распрост ранившейся ныне склонности к недомолв кам, к намеку на значительность подтекста, в глубинах которого якобы таится многое... В «Моих Надеждах» все сюжетные линии неожиданно для зрителя сходятся в одном кульминационном аккорде, заканчивающем спектакль. | Финал пьесы приходится на перерыв во время собрания, где Надю выдвигают в де путаты. Она только что произнесла свою незапланированную речь — откровенное признание. Верно ли она поступила? Или подвела тех, кто ее рекомендовал? Она ждет упреков и неожиданно вместо упре ков получает одобрение — этого от нее, оказывается, втайне и ожидали. Выстроенная пьеса. И выстроенность эта предполагает, что главный конфликт, при всех его осложнениях, будет разрешен, ис черпан, что, однако, ни в коей мере не от меняет поставленных проблем. А если и можно упрекнуть драматурга, что он где-то облегчил жизнь своим героям, то этот упрек существует безотносительно к ком позиции пьесы. Я уже говорил, что у Гель мана совсем иной по типу — открытый финал, а упрек можно сделать тот >ке- И поскольку этот упрек относится к произ водственной драматургии в целом, на нем я остановлюсь особо. В пьесе Гельмана полюсы конфликта обозначены с полной определенностью: на одном — Окунев, на другом — Сакулин. Но между этими крайними полюсами еще це лый ряд персонажей, захваченных этим главным столкновением, зависящих от не го, но самостоятельно выбора не делающих. Среди них и Нурков, который попытался перехитрить обстоятельства, но еще больше запутался и теперь плывет по воле волн. Среди них и директор строящегося комби ната Казнаков, который знал когда-то луч шие времена, был понижен в должности и вынес только один урок — плыви по тече нию, но страхуйся на всякий случай, остав ляя себе копии документов, чтобы в нужный момент иметь возможность отговориться: дескать, я же предупреждал, но меня не послушали. Эти персонажи — необходимый фон кон фликта. Необходимый прежде всего для Сакулина, потому что они оттеняют значи тельность его решения и сложность пред принятого им шага,— как порой трудно пой ти против обстоятельств и против людей, даже если уверен в своей правоте. И вот здесь в пьесе происходит как бы разделе ние труда: большая часть персонажей своей судьбой, своим отношением показывает, насколько трудно решиться отстаивать свою правоту, и лишь Сакулин... Но разве он не сталкивается с трудностями? В общем боль шая часть сюжета — это борьба Сакулина за правду в столкновении с другими людь ми. Именно с другими, но не с собой. Это внутреннее борение лишь предполагается, дается намеком, его должен сыграть испол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2