Сибирские огни, 1978, № 9
ГЕРОИ И СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМЫ 181 не должен упрощаться, деловой конфликт не должен заслонять конфликт человече ский, сводиться к простому объяснению: хорошие люди наталкиваются на сопротив ление плохих людей, одни вредят, а другие им в этом препятствуют. Но ведь если же лание делать добро, поступать по законам морали — это уже позиция, то вредительст вом из чистой любви ко злу никто не зани мается, во всяком случае в производствен ной пьесе этот мефистофельский мотив едва ли существен. Зло, вред — это резуль тат определенных жизненных правил, в том числе правил деловой жизни, которые, бу дучи приняты, уже не только подсказывают, но и навязывают человеку решение. Я понимаю, почему среди наиболее инте ресных персонажей пьесы Гельмана почти всегда называют Нуркова. Это и по сюжету одно из центральны; лиц, но особенно он интересен своей ролью, которую играет как бы не по своей воле. Нурков ее не вы бирал, он сделал только одну ошибку, ко торую тщетно старался впоследствии испра вить... Нурков — управляющий строительным трестом. Это кресло он занял совсем недав но, после смерти своего учителя,— челове ка крупного, обладавшего большим автори тетом. То, чего Молунцев добивался одним телефонным, звонком, Нурков должен вы бивать потом и кровью, поскольку даже его имя и отчество секретарши в министерствах путают. А ведь сроки строительства не из менены, и к тому же обком настаивает на досрочной сдаче объекта, от чего, правда, еще Молунцев отказался, считая это нере альным. А вот Нурков согласился — это был своего рода тактический ход с целью при влечь к объекту внимание и сдать его точ но в срок, не раньше. Он думал получить под свои обязательства все, что надо для строительства; сами же обязательства не выполнить, но зато уложиться в первона чальный график. Кроме того, ему было про сто необходимо проявить себя, так как после смерти Молунцева он был назначен лишь исполняющим обязанности. План Нур кова провалился. Оказалось, чтр отменить решение теперь невозможно; продукцию еще не построенного завода, как подлежа щего досрочному вводу, уже спланирова ли, от нее зависит работа десятков пред приятий. Почин строительного треста под держан, и отменить его — значит провалить важную политическую кампанию. Об этом и напоминает всем, кто пытается восстановить производственную истину, секретарь обко ма Окунев. Если невозможен досрочный пуск всего объекта, должна быть пущена хотя бы одна его линия, несмотря на то, что ее пуск повлечет за собой колоссаль ную задержку всего строительства и не оправданные затраты. Так возникает центральная проблема пье сы — ответственность за свои поступки и за свое дело. У этой проблемы особое место в современной литературе. Известный лите ратуровед Д. Затонский, рассматривая чер ты реалистического романа XX века, так определил его жанровый тип — «роман лич ной ответственности». Очень верное опре деление, ибо с этой проблемой связаны многие значительные современные явления. С нее же, в сущности, начинается и «но вая волна» в производственной драматур гии. С требованием ответственности каждо го за порученное дело — именно личной ответственности— выступал в свое время Чешков. Эту тему продолжают и новые пьесы. Причем, если Чешков по воле его создателя — драматурга И. Дворецкого — подчеркнуто отделял область производств венных отношений от личных отношений, от частной жизни, то теперь драматурги, стре мятся к их слиянию, утверждают их нераз рывность, Сама же проблема ответственно сти — как ниточка, которая вытягивает целый комплекс вопросов, и первый, пожа луй, в их ряду — вопрос о человеке на сво ем месте или, если повернуть иначе, о че ловеке на чужом месте, в роли которого и оказался у Гельмана Нурков. Здесь его главная, изначальная вина. Теперь я еще раз хочу вспомнить' о -зри тельском обсуждении пьесы в театре. Наи большие разногласия возникли по поводу природы самого конфликта: то ли перед нами «конфликт экономического механиз ма», по выражению одного из выступав ших, то ли столкновение между плохими и хорошими людьми, качества которых как раз и проявляются в отношении к главной проблеме. Тот же, по сути, вопрос задает один из персонажей пьесы «Мои Надежды» М. Шатрова: «Брак — это какая проблема, техническая, экономическая или людская?» Здесь уже сама постановка вопроса пред полагает ответ на него, который остается в силе и в отношении пьесы Гельмана,— эко номика неотделима от нравственности. Но тогда по логике самой темы следует новый вопрос, который не формулируется, не обсуждается, но по сути дела подразу мевается в пьесах: сопоставление того, как у нас и как у них, на Западе. Не случайно же и у Гельмана, и у Шатрова приводится информация о том, насколько отстаем мы пока что в производительности труда. Как же тогда быть с моралью, которая зависит от экономики? В том-то и дело, что это но вый закон, закон нового общества, отка завшегося от старых форм принуждения и контроля. Наша экономика в силу принци пов советского общества была поставлена, как нигде, в зависимость от нравственного уровня работающего человека, приведена в отношение обратной связи. В этом новизна и острота проблемы. Эта проблема прочитывается уже в на звании пьесы Гельмана, а в ходе самой пьесы драматург стремится не столько к ее окончательному и немедленному разреше нию, сколько к ее отчетливому пониманию. Можно было, конечно, с помощью выше стоящей инстанции поставить все на свои места, добиться торжества «поэтической» справедливости, по логике которой зло должно быть наказано, а добро — востор жествовать. Автор же предпочитает по смотреть на происходящее с точки зрения жизненной логики, которая вытекает из са мих обстоятельств. Вышестоящая инстанция в лице первого секретаря обкома вмешива
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2