Сибирские огни, 1978, № 9

Игорь Шайтанов ГЕРОИ И СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМЫ Человек на работе — этими словами, по­ жалуй, следует открыть разговор о драма­ тургии последних лет. Ими заявлена цент­ ральная тема, которую драматурги решают в самых разных ситуациях и регистрах: от комического, почти водевильного, до дра­ матического, хотя и без трагедии. Однако, независимо от жанра, остается в последнее время одно неизменное обстоятельство — «обратная связь» между вопросами произ­ водственными и нравственными. То, как че­ ловек работает, ставится в прямую зависи­ мость от того, что это за человек. И на­ оборот, отношение р. работе, к делу — основной нравственный критерий. То есть, иными словами, драматургия «производственной темы»? И да, и нет. Да, потому что целый ряд современных пьес о человеке и его работе уже отнесен к раз­ ряду «производственных». Это слово само собой напрашивается, как только мы попа­ даем на место действия: перед нами, как правило, фабричный или заводской цех, пульт управления, кабинет директора или другого руководящего работника, строи­ тельная площадка... Нет же — по двум причинам. Во-первых, в таком тематическом определении — «про­ изводственный» — всегда есть большая доля условности и неоправданной ограниченно­ сти: либо ограничиваем мы сделанное дра­ матургом, либо ограничивает себя сам дра­ матург. Во-вторых, под это определение никак не подходят некоторые, возможно, лучшие пьесы на ту же тему — человек и его работа. Такая пьеса ведь может быть написана без того, чтобы вместе с пер­ сонажами участвовать в производствен­ ном процессе, в бесконечных засе­ даниях... Нельзя ли обойтись миниму­ мом визитов на производство — ведь для нас все-таки самое главное не характер производственного процесса, а характер человека? Есть пьесы, доказывающие, что можно. Забегая вперед, назову одну из Них — «Утиную охоту» А. Вампилова. Пьеса, которую никак не назовешь производствен­ ной, хотя она и на ту же тему. Пьеса, кото­ рая, к сожалению, так трудно идет к зри­ телю. Я далеко не. первым делаю оговорки при словах «производственная тема». Их делают постоянно, против них возражают и все-та­ ки продолжают употреблять. Ведь делают оговорки не потому, что не нравится, о чем идет в пьесах речь. Как раз нравится! Не нравится другое — то,*что, вопреки всеоб­ щему желанию, рассказ о современном ра­ ботающем человеке зачастую остается «темой», то есть чем-то отгороженным, взятым отдельно. Олег Ефремов, поставив­ ший на сцене МХАТа новую пьесу А. Гель­ мана «Обратная связь», заключая зритель­ ское обсуждение спектакля в театре, с не­ удовольствием говорил о том, что и в выступлениях, и в записках зрители спраши­ вали насчет «производственной темы». Да какая же это тема, восклицал он, это жизнь! Это круг, в котором мы все вертимся, рабо­ та, на которой мы выкладываемся,— как же про это не ставить? Ни в одном из выступлений не было вы­ сказано сомнения в том, надо ли ставить. Было другое, сквозившее в словах едва ли не всех выступавших,— то, что производст­ венная тематика сама по себе плоска, а привязанный только к производству чело­ век будет показан однобоко. Нравственный отсчет в решении вопросов экономических, который приняли и драматург, и режиссер,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2