Сибирские огни, 1978, № 9
Игорь Шайтанов ГЕРОИ И СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМЫ Человек на работе — этими словами, по жалуй, следует открыть разговор о драма тургии последних лет. Ими заявлена цент ральная тема, которую драматурги решают в самых разных ситуациях и регистрах: от комического, почти водевильного, до дра матического, хотя и без трагедии. Однако, независимо от жанра, остается в последнее время одно неизменное обстоятельство — «обратная связь» между вопросами произ водственными и нравственными. То, как че ловек работает, ставится в прямую зависи мость от того, что это за человек. И на оборот, отношение р. работе, к делу — основной нравственный критерий. То есть, иными словами, драматургия «производственной темы»? И да, и нет. Да, потому что целый ряд современных пьес о человеке и его работе уже отнесен к раз ряду «производственных». Это слово само собой напрашивается, как только мы попа даем на место действия: перед нами, как правило, фабричный или заводской цех, пульт управления, кабинет директора или другого руководящего работника, строи тельная площадка... Нет же — по двум причинам. Во-первых, в таком тематическом определении — «про изводственный» — всегда есть большая доля условности и неоправданной ограниченно сти: либо ограничиваем мы сделанное дра матургом, либо ограничивает себя сам дра матург. Во-вторых, под это определение никак не подходят некоторые, возможно, лучшие пьесы на ту же тему — человек и его работа. Такая пьеса ведь может быть написана без того, чтобы вместе с пер сонажами участвовать в производствен ном процессе, в бесконечных засе даниях... Нельзя ли обойтись миниму мом визитов на производство — ведь для нас все-таки самое главное не характер производственного процесса, а характер человека? Есть пьесы, доказывающие, что можно. Забегая вперед, назову одну из Них — «Утиную охоту» А. Вампилова. Пьеса, которую никак не назовешь производствен ной, хотя она и на ту же тему. Пьеса, кото рая, к сожалению, так трудно идет к зри телю. Я далеко не. первым делаю оговорки при словах «производственная тема». Их делают постоянно, против них возражают и все-та ки продолжают употреблять. Ведь делают оговорки не потому, что не нравится, о чем идет в пьесах речь. Как раз нравится! Не нравится другое — то,*что, вопреки всеоб щему желанию, рассказ о современном ра ботающем человеке зачастую остается «темой», то есть чем-то отгороженным, взятым отдельно. Олег Ефремов, поставив ший на сцене МХАТа новую пьесу А. Гель мана «Обратная связь», заключая зритель ское обсуждение спектакля в театре, с не удовольствием говорил о том, что и в выступлениях, и в записках зрители спраши вали насчет «производственной темы». Да какая же это тема, восклицал он, это жизнь! Это круг, в котором мы все вертимся, рабо та, на которой мы выкладываемся,— как же про это не ставить? Ни в одном из выступлений не было вы сказано сомнения в том, надо ли ставить. Было другое, сквозившее в словах едва ли не всех выступавших,— то, что производст венная тематика сама по себе плоска, а привязанный только к производству чело век будет показан однобоко. Нравственный отсчет в решении вопросов экономических, который приняли и драматург, и режиссер,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2