Сибирские огни, 1978, № 9

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Анатолий Никульков КНИГИ, НЕОБХОДИМЫЕ ВСЕМ Когда я впервые услышал о книге «Ма­ лая земля», тол признаться, подумал, что это, наверное, работа теоретическая, со­ стоящая из историко-социального анализа и политических выводов, поскольку писал ее крупный политический деятель, высший руководитель партии и государства, В «Малой земле» и «Возрождении», ко­ нечно, есть и глубокий социальный анализ, и большие обобщения, и политические вы­ воды. Но все это теоретическое богатство как бы на наших глазах вытекает из живых и ярких картин самой действительности. Это образный, зримый, очень задушевный рассказ, пропущенный каждой своей под­ робностью через сердце автора, через его наблюдательный взгляд. «Я поднялся на сейнер «Рица»,— пишет Леонид Ильич Брежнев.— Это была старая посудина, навсегда пропахшая рыбой, скри­ пели ступеньки, ободраны были борта и планшир, изрешечена шрамами от осколков и пуль палуба». Эта деталь — «навсегда пропахшая ры­ бой» — сразу рисует перед нами вовсе не боевое суденышко, которому предназначе­ но идти в бой. Автор чуток к юмору, к веселому слову, и это дополнительно придает книгам обая­ ние. В «Возрождении» есть такое мимолет­ ное воспоминание: «Тогда ведь ни телефона еще не было, ни трамваев, ни машин, в луч­ шем случае — бедарка с лошадью. (Помню, один из руководителей на вопрос, почему опоздал на планерку, ответил басом: «Ма­ шины у меня нет, а кобылу поставил на профилактику»)». Эта забавная реплика живо характеризу­ ет целую эпоху, с ее разрухой, с ее труд­ ностями. В книгах «Малая земля» и «Возрожде­ ние» много точных психологических наблю­ дений, которые являются достоянием худо­ жественной литературы, воздействуют не только на сознание, но и на эмоции читате­ лей. Леонид Ильич описывает свое состоя­ ние, когда сейнер напоролся на мину, и его, вместе с другими бойцами, швырнуло вверх. «Я не почувствовал боли. О гибели не думал, это точно. Зрелище смерти во всех ее обличьях было уже мне не в новинку, и хотя привыкнуть к нему нормальный чело­ век не может, война заставляет постоянно учитывать такую возможность и для себя. Иногда пишут, что человек вспоминает при этом своих близких, что вся жизнь проно­ сится перед его мысленным взором и что- то главное он успевает понять о себе. Воз­ можно, так и бывает, но у меня в тот мо­ мент промелькнула одна мысль: только бы не упасть обратно на палубу». В обеих книгах есть много выразительных портретов реальных людей, с которыми жизнь и работа сводили Леонида Ильича и на фронте, и на послевоенных стройках. Вспомним солдата, который не хотел из госпиталя идти в резервную часть, а рвался в свою, которая вела бои. Или бригадира Аню Лошкареву, или директора «Запорож- стали» Кузьмина и многих, многих других. Умение лаконично изобразить человека, раскрыть своеобразие его характера, уме­ ние найти такую деталь, которая зримо ри­ сует обстановку, способность так описать психологическое состояние, что оно вызыва­ ет сопереживание читателя,— все это дела­ ет книги Леонида Ильича Брежнева привле­ кательными для читателей всех уровней, а не только, скажем, для историков или ру­ ководящих деятелей. Это книги действи­ тельно народные. Образная, взволнованная, художествен­ ная ткань рассказа служит основой, на ко­ торой вырастают и исторические выводы, и обобщение опыта партийно-политической работы, и прямые советы высшего руково­ дителя партии и государства нашим нынеш­ ним кадрам всех рангов. Рассказывая о войне, а потом о после­ военном возрождении, Леонид Ильич по­ следовательно проводит одну из ведущих мыслей обеих книг, имеющую несомненное значение для самой методологии историче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2