Сибирские огни, 1978, № 9
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Анатолий Никульков КНИГИ, НЕОБХОДИМЫЕ ВСЕМ Когда я впервые услышал о книге «Ма лая земля», тол признаться, подумал, что это, наверное, работа теоретическая, со стоящая из историко-социального анализа и политических выводов, поскольку писал ее крупный политический деятель, высший руководитель партии и государства, В «Малой земле» и «Возрождении», ко нечно, есть и глубокий социальный анализ, и большие обобщения, и политические вы воды. Но все это теоретическое богатство как бы на наших глазах вытекает из живых и ярких картин самой действительности. Это образный, зримый, очень задушевный рассказ, пропущенный каждой своей под робностью через сердце автора, через его наблюдательный взгляд. «Я поднялся на сейнер «Рица»,— пишет Леонид Ильич Брежнев.— Это была старая посудина, навсегда пропахшая рыбой, скри пели ступеньки, ободраны были борта и планшир, изрешечена шрамами от осколков и пуль палуба». Эта деталь — «навсегда пропахшая ры бой» — сразу рисует перед нами вовсе не боевое суденышко, которому предназначе но идти в бой. Автор чуток к юмору, к веселому слову, и это дополнительно придает книгам обая ние. В «Возрождении» есть такое мимолет ное воспоминание: «Тогда ведь ни телефона еще не было, ни трамваев, ни машин, в луч шем случае — бедарка с лошадью. (Помню, один из руководителей на вопрос, почему опоздал на планерку, ответил басом: «Ма шины у меня нет, а кобылу поставил на профилактику»)». Эта забавная реплика живо характеризу ет целую эпоху, с ее разрухой, с ее труд ностями. В книгах «Малая земля» и «Возрожде ние» много точных психологических наблю дений, которые являются достоянием худо жественной литературы, воздействуют не только на сознание, но и на эмоции читате лей. Леонид Ильич описывает свое состоя ние, когда сейнер напоролся на мину, и его, вместе с другими бойцами, швырнуло вверх. «Я не почувствовал боли. О гибели не думал, это точно. Зрелище смерти во всех ее обличьях было уже мне не в новинку, и хотя привыкнуть к нему нормальный чело век не может, война заставляет постоянно учитывать такую возможность и для себя. Иногда пишут, что человек вспоминает при этом своих близких, что вся жизнь проно сится перед его мысленным взором и что- то главное он успевает понять о себе. Воз можно, так и бывает, но у меня в тот мо мент промелькнула одна мысль: только бы не упасть обратно на палубу». В обеих книгах есть много выразительных портретов реальных людей, с которыми жизнь и работа сводили Леонида Ильича и на фронте, и на послевоенных стройках. Вспомним солдата, который не хотел из госпиталя идти в резервную часть, а рвался в свою, которая вела бои. Или бригадира Аню Лошкареву, или директора «Запорож- стали» Кузьмина и многих, многих других. Умение лаконично изобразить человека, раскрыть своеобразие его характера, уме ние найти такую деталь, которая зримо ри сует обстановку, способность так описать психологическое состояние, что оно вызыва ет сопереживание читателя,— все это дела ет книги Леонида Ильича Брежнева привле кательными для читателей всех уровней, а не только, скажем, для историков или ру ководящих деятелей. Это книги действи тельно народные. Образная, взволнованная, художествен ная ткань рассказа служит основой, на ко торой вырастают и исторические выводы, и обобщение опыта партийно-политической работы, и прямые советы высшего руково дителя партии и государства нашим нынеш ним кадрам всех рангов. Рассказывая о войне, а потом о после военном возрождении, Леонид Ильич по следовательно проводит одну из ведущих мыслей обеих книг, имеющую несомненное значение для самой методологии историче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2