Сибирские огни, 1978, № 9
ДОБРУ И ЗЛУ ВНИМАЯ... 171 один на один и с морем, и с чайками, и с небом, и с нами, зрителями. Его фантазия звучит возвышенно, поэтично, хотя внешне перед нами все тот же невысокий щуплый человек в выходном костюме, в пиджаке, застегнутом на все пуговицы, Д руками, на пряженно вытянутыми по швам. Голос не громкий, но отчетливый: «Я вам открою одну тайну. Дело в том, Александра, что и я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы — инопланетяне, так ска зать.... Когда-то, очень давно, люди из дале кого мира попали на эту планету и остались здесь волею обстоятельств...» Он еще ро беет, этот ставший вдруг необыкновенным Фарятьев, но робость его сродни боязни быть непонятым: ведь это было бы ужасно, если бы его Александра, Саша, Шура оста лась глухой к главной идее всей его жиз ни— люди, собратья по единой, покинутой ими цивилизации, должны пронести в душе своей сквозь мелочное и случайное, что встречается на пути, самое главное-г-вели кое, всеохватывающее чувство человеческо го братства и любви. Монолог Фарятьева становится централь ной пружиной всего дальнейшего действия. Отсюда берет начало история девушки Лю бы. Именно девушки, потому что до этой минуты невольно подслушанной ею мечты (тонкие стены малогабаритной квартиры разве преграда?) перед нами была Люба в школьном платье, из которого выросла, Люба в джинсиках, похожая на мальчишку, капризуля и грубиянка — словом, была пе ред нами подросток Люба. А теперь стоит под дверью и безутешно рыдает от наплы ва самой еще непонятных чувств, девушка с копной роскошных, распустившихся во лос. Здесь же, после монолога фарятьева, впервые спадает с плеч Шуры ее шаль с плакучими кистями. Завороженная словами восторженной любви к человеку, она про тягивает руки навстречу этому удивительно му Фарятьеву и соглашается выйти за него замуж. Здесь же, с этого момента в активную борьбу за судьбу дочери вступает ее мама (К. Богачева). Воплощение житейской трез вости и благоразумия, она начинает кампа нию по выяснению главного, с ее точки зрения, вопроса — здоров ли психически этот странный Павел Фарятьев, не было ли в его роду дурной наследственности? Фантазеры, мечтатели украшают мир. Пускай останется до конца своих дней все такой же клушкой-хлопотуньей мать. Зато перед вчерашним подростком Любой от кроется великое чудо, и свои слова: «Я люб лю вас так, как не любил никто никого ни когда»,— она произнесет, обращаясь к Фа рятьеву, так страстно, задыхаясь от слез, страдая и восторгаясь, что мы поймем — ошеломляющая идея устремленности чело века к звездам пустила корни в ее душе, что отныне нет и не будет на свете более счастливого и несчастного существа, чем она — девушка, познавшая силу любви. Та кова Люба у Г. Наумовой. А что стало с Шурой? Очевидно, вероят на версия театра «Современник», где Шу ра — А. Покровская терпит поражение, и ее уход к Бедхудову, в квартиру, которую он, женатый человек, снял для нее,— ду ховный компромисс. Г. Долинина играет иначе. Наступил конец вялой бездеятельно сти. В ее жизнь вторглась идея всепобеж дающей силы любви. Умом она понимает, что Бедхудов недостоин всех ее жертв, но ничего не может поделать со своим серд цем. Видать, и ей крепко 'запал в душу вдохновенный порыв, почерпнутый в меч тах Фарятьева. Уходит Шура из дома, и ее плакучая шаль с кистями, похожими на вет ви ивы и на свисающие рукава печального Пьеро, энергичным жестом засунута в до рожную сумку. Навсегда? Кто знает... Спектакль стремительно движется к фи налу. Услышав от Любы об уходе Шуры, Фарятьев-Александров долго стоит недви жимо. Потом с извиняющейся улыбкой со общает Любе, что у него все плывет перед глазами, но что очки он все же не наденет, потому что они ему не идут... И только пос ле этого рухнет на тахту, на ту самую, ко торую только что покинула Шура. Но это еще не самая последняя точка. Удивитель ный финал еще впереди. В течение всего спектакля нас интригова ли два стола, выставленные за пределы КЕартиры— углом слева и справа от нее. Столы вне дома, на улице? Что бы это мог ло значить? На них натыкалась не раз Лю ба, стремглав влетая в дом, спотыкался о них и Фарятьев и Шура. А мать в течение всего спектакля любовно накрывала их яствами, украшала цветами и свечами. Лишь к концу действия сталс? ясно, что перед на ми свадебные столы, готовые к приему гостей, к пышной свадьбе в южном город ке — под звездами. Так вот, в финале к этим самым торжест венным столам, собрав все силы, и направ ляется Фарятьев. Одну за другой задувает он свечи. Конец мечте о свадьбе, конец жизни. И в эту драматическую минуту, ког да подкашиваются ноги и нет сил выдер жать жестокий удар судьбы, наплывает шум моря, в огромном небе вновь возника ет силуэт лайнера. И вскинута к звездам голова фарятьева. Нет, не насмерть пора жен фантаст и мечтатель! В изнеможении падает он на колени, но это не поза побежу денного, это скорее — молитвенное колено преклонение перед величием окружающего мира. Мечтатели, фантасты живут трудной жиз нью, потому что неизбежен разлад мечты и действительности. Но они обладают редкой жизнестойкостью. Эта мысль подтверждает ся не только финалом. Фарятьев не оди нок, в спектакле присутствует его духовный двойник — его тетушка, мечтательница и бессребренница. Р. Таран играет эту роль без всякой экзальтации, просто и убежден но. Всей обыденностью своей героини она как бы подчеркивает распространенность идеи доброты и самоотверженности. Даже причуды тетки (желание расшить Павлу рубашку бисером — это так необыкновен но!) кажутся у исполнительницы совершен но естественными, сами собой разумеющи мися.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2