Сибирские огни, 1978, № 9
168 Л. БАЛАНДИН неизбежен крах физический и духовный, неизбежен распад личности. «Кто грезит злом, тот и погрязнет в нем». Все это так. Но спектакль неизмеримо выиграл бы в си ле и эмоциональной заразительности, если бы к своей цели постановщик и исполните ли двух центральных ролей шли не напро лом, а более гибким, диалектически изви листым путем. Постановщик через внутрен нюю напряженность атмосферы, через внезапно наступающую мизансценическую разобщенность исполнителей выявляет взаи моотношения подозрительности, недоверия, страха, разлада дружеских связей, которые возникают тотчас вслед за убийством коро ля Дункана. Поспешному бегству из страны, залитой кровью невинных жертв разгула тирании, предшествует короткое, но очень выразительное «интервью» со зрителями — тот, кто покидает край, где «люди, не бо лея, умирают», на какой-то миг оказывает ся на авансцене и имеет возможность сло вом или жестом или мимикой поделиться с нами чувствами, им владеющими. Это не антихудожественное «подмигивание в зал», это — честная человеческая исповедь, пе ред нами как бы распахивается душа лю дей, заветной мечтой которых стало обык новенное желание спокойно есть хлеб, не боясь быть отравленным, и спать, не опа саясь кинжала. Театр доверяет ассоциатив ному чутью зрителя и не ошибается. «Где это было? Где'быть могло?» — невольно зае даешь себе вопрос. Нет, не в Шотландии незапамятных времен, а совсем недавно в гитлеровской Германии, во франкистской Испании, в сегодняшнем Чили все это про исходило, происходит... Две фигуры высвечиваются в лагере про тивников Макбета — благородный, доверчи вый и слабый Банко — В. Венгер, который в решительную минуту не смог противопо ставить тирану ничего, кроме укоризненно го взгляда. И это милая, обаятельная леди Макдуф — Т. Панасюк. Гордая и беззащит ная, она предпочла смерть позорному бег ству. Веселая сцена с сыном — одно из не многих мест, когда в трагедию органично входит улыбка и по контрасту с последо вавшей & ней сценой кровавой резни за ставляет содрогнуться. Так, исследуя при чины, позволившие на какое-то время вос торжествовать злу, театр видит их в проявлениях бесхребетного гуманизма, в «благородном» непротивлении злу. Этап консолидации противоборствующих сил проходит под эгидой Малькольма, кото рого Б. Деркач рисует мужественным, воле вым и талантливым организатором. Убеж денность слышится в его сильном голосе, взгляд его требовательных глаз заворажи вает, заставляет верить и подчиняться. Се годня Малькольм ощущает широчайшую поддержку и будет ее ощущать до той по ры, пока знамя тираноборца не сменит на венец короля. Но что будет потом, не пе ревернет ли Малькольм «часы злодеяний», познавши сладость неограниченной власти? Финальное коленопреклонение перед но вым королем Шотландии заставляет насто рожиться: трагедия кончилась, но не начи нается ли новая? Вглядываясь в лица приверженцев Маль кольма, вы непременно обратите внимание на Макдуфа — С. Чичерина. Залюбуетесь его статью, гибкой мужественной пластич ностью. Он доблестен, верен клятве, чело вечен, способен на подвиг духа. Не он ли восстанет против властолюбия и тирании? Но Макдуф в спектакле Жезмера только воин, доблестный, честный, самоотвержен ный, но не идущий дальше мести за злоде- ния. Совершив свой акт возмездия, он вме сте со всеми преклоняет колени перед но вым властелином. Страстно отвергая тиранию, насилие, по давление личности, театр не видит в шек спировской трагедии реальных сил, способ ных противостоять злу. Нравственный урок «Макбета» суров, мрачен. Спектакль гроз ный, предостерегающий. Опытом утверждения новой морали на основе произведения злободневного, дыша щего событиями сегодняшнего дня стал спектакль театра имени Охлопкова по ин сценированному роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Драматургическое несовершенство лите ратурной основы, откровенно публицистиче ские включения открыто агитационных мо нологов, с которыми исполнители обраща ются непосредственно в зрительный зал, не помешали постановщику Б, Райкину и ис полнителю главной роли Егора Полушкина А. Крюкову создать образ, исполненный глубокой нравственной силы. Егор Полушкин, человек неприкаянный, недаром прозван «бедоносцем»: за какое дело ни возьмется, везде что-нибудь сде лает по-своему, не так, как принято. Вот и перебрасывает его начальство с работы на работу, и всяк от него открещивается. Но скоро зритель начинает понимать, что этот неудачливый плотник и землекоп, лодочник и разнорабочий, этот крепкого сложения человек с удивительными голубыми глаза ми и постоянно смущенной улыбкой — не заурядная натура. Это один из тех людей, кто живет в гармонии с природой, по зако нам совести и человеколюбия. Незадачли вые туристы разорили муравейник, в пого не за наживой местные жители ободрали кору с лип, браконьеры перестреляли на озере лебедей — все эти события восприни маются Полушкиным как личная трагедия. Неспособный противиться обстоятельст вам, вынужденный упрашивать да улещи вать, Полушкин первой половины роли предстает перед нами и суетливым, и угод ливым, и пьяненьким, и растерянным. Труд но даже представить — для какого дела пригоден этот фантазер и мечтатель, слабо вольный непрактичный человек. Вот он от правился в город, на базар, и там за бес ценок продал перекупщикам единственного своего кабанчика. Соседи готовы посмеять ся над «бедоносцем», но он, отвергая даже разговоры о корысти, приглашает односель чан на вечеринку, богато угощает... Но и здесь верен себе —■главным угощением почитает не еду да водку, а песню. И хоть неказиста эта песня, которую затягивает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2