Сибирские огни, 1978, № 9

164 Л. БАЛАНДИН' ладони. Жесткими чертами обрисованы вра­ ги и народные заступники. Середины нет — йли ты ставишь свою подпись под решени­ ем реквизировать церковное золото, или ты против. Место в списке девяноста се­ ми — кровью оплаченное место. Однако несмотря на откровенную пла- катность языка, режиссеру именно в народ­ ных сценах удалось проникновенно рас­ крыть душу крестьянина. В. И. Ленин любил приводить народную пословицу «Каждый за себя, один бог за всех» как образец психологии социального эгоизма. Этот принцип искажал, уродовал, уничтожал честность, добро, справедли­ вость — все те нормы нравственности, ко­ торые на протяжении тысячелетий выраба­ тывало человечество. Мелкособственниче­ ская идеология с ее заботой только о том, чтобы «урвать» для себя, вступила в острый конфликт с нравственными нормами новых людей деревни после победы Октября. Постановщик смело обнажает моменты тра­ гической слабости народа, когда, поддав­ шись кулацкой агитации, толпа под церков­ ный перезвон кликушествует: «Бей их!» Когда впереди этой толпы, размахивая оглоблей, символической фигурой вышаги­ вает могучий крестьянин глухонемой Лари- он (В. Борисенко). Когда краснощекая молодуха, собрав в горсть кровь расстрелян­ ного коммуниста, радостно смеется, пока­ зывая всем запачканные ладони, когда на наших глазах толпа пьянеет при виде этой крови... Сердце болью откликается на тра­ гическую слепоту толпы. Но неуклонно растет могучая сила проти­ водействия, растет сознательность, и волны стихии наталкиваются на волю и упорство коммунистов, на добрую волю передовых людей деревни. Как это передается зри­ тельно? Вот нарастает неистовство. Наплы­ вают, все усиливаясь, вопли, взвизги, брань. Кажется, вот-вот они сомнут, утопят в своей необузданности все трезвое, разумное, че­ ловеческое. И вдруг — крупно, масштабно — решающая схватка. Проигрывается она на­ рочито замедленно, вязко, в напряжении внутренних сил. Скрещиваются ненавидя­ щие взгляды, замахнулся сжатый кулак. И опять наступает новый взлет страстей, водоворот тел, стремительных переходов, рев толпы и— остановка: перед Копысткой дед с клюкой, плюет ему в лицо. Не ше­ вельнулся самозванный председатель рев­ кома, только отчетливо продиктовал Васе: «Товарищ секретарь! Запишите этот факт в протокол...» Уже какой тут протокол, когда в следующую же минуту набегает новое общее движение, новый всплеск ярости, и перед Копысткой — исступленная старуха, ее воздетая к небесам рука со скрючен­ ными пальцами проклинает «богоотступниц ка». В ответ — только взгляд. И молчание. Зал наэлектризован. Аплодисментами встре­ чается смелый поступок деда Ефима (Ю. Ку­ стов), который поставил свою подпись в списке 97-м как раз в тот момент, когда об­ манутый Иван Стоножка снял свою, крайне необходимую. Аплодисменты на сюжетный поворот звучат и в тех сценах, когда появ­ ляется телега с зерном, когда отзывается на человеческую ласку немой Ларион и сам выносит голодающим церковное зо­ лото. Редко подобное услышишь сегодня в зале драматического театра. Чтобы возник­ ли аплодисменты на сюжетный поворот, нужно не только играть искренне и вдохно­ венно, нужно до предела заострить конф­ ликт, заставить зрителя стать соучастником битвы добра со злом. Нелегкий материал для раскрытия герои­ ческого характера коммуниста деревни первых лет Советской власти получили в «97» постановщик и исполнители ролей Смыка и Копыстки. Ведь в те далекие вре­ мена, когда создавалась пьеса «97», не бы­ ло еще ни «Чапаева», ни «Разгрома», ни «Бронепоезда 14-69», ни «Оптимистической трагедии». Вполне естественно, что один из первых опытов раскрытия образа нового человека деревни был далек от совершен­ ства. Тем более удивительно, как сумел театр на скупом материале ролей выстро­ ить полнокровные характеры. Режиссер и исполнители счастливо избежали штампа, который заключается в стремлении «под­ править жизнь», убрать в характере все личностное, как «не типичное», не соответ­ ствующее нашему сегодняшнему представ­ лению об облике коммуниста — вожака масс. — Главное направление, в котором раз­ вивается сейчас Красноярский краевой дра­ матический театр имени А. С. Пушкина,— говорит главный режиссер Н. Басин,— это стремление работать в постоянном контак­ те со своим зрителем, изучать его запросы, быть на уровне тех задач, которые решают они — рабочие, инженеры, служащие, сту­ денты, школьники- Стремление ответить на главные запросы дня и привело постановщика «97» к тому удивительному сплаву, когда, не отказыва­ ясь от плакатности художественного языка пьесы, театр основное внимание сосредото­ чил на раскрытии нравственных истоков на­ родного героизма. В финале спектакля рефреном зазвучала все та же песня — «Ты за меня, я за тебя, и за Республику оба!» Звучала она как при­ зыв, как символ, как внутренний смысл всей эпопеи борьбы за нового человека, за новые отношения в новом обществе. Остро­ социальная окраска нравственного конф­ ликта, понимание доброты и человечности, верности и стойкости с позиций бедняка, вынесшего на своих плечах все бремя го­ лода, привели театр, к успеху. Но в том же коллективе можно увидеть пример на редкость одностороннего подхо­ да к нравственным ценностям. Речь идет о комедии Лопе де Вега «Собака на сене» р постановке Г. Андреева (декорации Н. Кле- миной), В аннотации к спектаклю говорится: «Муки графини, полюбившей простолюди­ на, вряд ли затронули бы нас — и в этом суть иронии,— но страдания женщины, ко­ торая хочет поднять любимого до уровня своей любви, соотнести его, живого, реаль­ ного с тем, что представлялось ее меч­ там,— эти страдания не могут не трогать и не волновать нас...» (Рекламный проспект Краевого управления культуры). Сказанное, очевидно, следует понимать так, что уста­ рел социальный конфликт комедии и что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2