Сибирские огни, 1978, № 9
ДОБРУ И ЗЛУ ВНИМАЯ... 163 аудитории со спектаклем-трилогией о ге роизме поколений советских людей, о со бытиях, составляющих вехи на пути Страны Советов, увлекательна и плодотворна. Свое временной и поучительной представляется также установка на раскрытие нравствен ных истоков героических свершений. Не вызывает сомнений и выбор драматургиче ских произведений. Однако на пути к осу ществлению режиссерского замысла встре тились такие трудности, которые до конца преодолеть не удалось ни исполнительско му коллективу, ни их молодому руководи телю. В чем же главные причины? Если искать аналогию, то ближайшей предшественницей трилогии новосибирцев можно назвать «Декабристов», «Народо вольцев» и «Большевиков» в московском театре «Современник». Что объединило эти спектакли в единое целое? Прежде всего идея исторической преемственности осво бодительной борьбы. Кроме того, строго документальный характер всех пьес, что уже само по себе придало трилогии стили стическое единство. Спектакли трилогии нельзя смотреть без волнения, порою без потрясения, потому что подлинный граж данский пафос наполняет весь этот цикл. Но театр твердо помнит заветы К. С. Ста ниславского и В. И. Немировича-Данченко о том, что форма каждого спектакля долж на вытекать из особенностей литературного первоисточника, что ставить нужно Остров ского и Чехова, Погодина и Корнейчука, Арбузова и Розова, но не самого себя, что потуги на «самовыражение» режиссера, как говорит П. А. Марков, «часто переходят в режиссерское хвастовство, в напрасное изобретательство» (П. А. Марков. «О теат ре», М., 1977, т. 4, стр. 584). В постановке своей трилогии театр «Со временник» в каждой из пьес сохраняет печать стиля и художественного мировоз зрения ее автора. Каждая из частей идет в своей собственной, для нее лишь предназ наченной установке, которая отвечает смыслу пьесы и точно характеризует эпоху. Только таким путем возможно раскрыть своеобразие исторического фона, передать атмосферу действия. Просчеты спектаклей областного театра как раз и объясняются отказом от конкрет но-исторического мышления в образах, установкой на абстрактно-метафорический язык. Исполнительский коллектив подстере гала и другая крайность — излишняя дета лизация, гипертрофия случайных черт, ко торая дала себя знать в «Городе на заре». Обе крайности в равной мере нивелируют жанровое и стилистическое своеобразие пьес, приводят к той болезни, которую А. Д. Попов назвал метким словом «безоб разность». Если мы сегодня и можем выде лить отдельные удачные постановочные ре шения, отдельных исполнителей, то нет в трилогии того спектакля, где идея была бы раскрыта ансамблем исполнителей. Следо вательно, ни в одной части трилогии нет до конца последовательного раскрытия темы. Вновь повторим старую истину — нужно ли цепляться за прием ради утверждения это го приема, не вернее ли иметь смелость отойти от приема нового содержания? 11 * Путь нравственного поиска, едва наме- ченньж в спектаклях областного театра дра мы, ведет нас дальше, в новые города и театры. Красноярский театр имени Пушкина 60-летию Октября театр посвятил эпиче ский спектакль — народную драму К Ку лиша «97». Эта первая, по определению Луначарского, «могучая пьеса из крестьян ской жизни» была написана еще в 1924 году, сразу же завоевала украинскую сцену, бы ла восторженно принята и зрителем и кри тикой. По своему эпическому размаху «97» стала как бы предтечей знаменитой «Любо ви Яровой». В живых достоверных сценах драматургу удалось воплотить образы кре- стьян-бедняков, их героическую борьбу с голодом, с коварными происками кулаков. Когда знакомишься с текстом пьесы, перед тобой предстает трагический плакат, запе чатлевший мир, расколотый на непримири мые части, когда враждебные , друг другу силы «сдвинулись лоб о лоб». Ни полуто нов, ни оттенков нет, два цвета — белый и красный, кулаки и их пособники, с одной стороны, и народ, крестьяне, осознающие и созидающие собственную судьбу, с другой. Но так представляется только тогда, когда читаешь саму пьесу. Постановщик Н. Басин недаром славится мастерством разработки народных сцен. В его режиссерской интерпретации коллек тивный портрет массы расцвечен пускай фрагментарными, но яркими, самобытными индивидуальностями, а герои первого пла на, такие как Сергей Смык, Мусий Копыст- ка, Параска, Арина, немой Ларион, раскры ваются как полноценные характеры в их развитии и психологической правде. При этом режиссер вовсе не отказывается от плакатного образного строя пьесы. Уже декорация (художник А. Золотухин) вводит нас в атмосферу непримиримых контрастов. По одну сторону -—флаг над сельсоветом, по другую — крест над стареньким божьим храмом. В прологе над покосившимися из бами, над древними церквушками разно сится песня: «Ты за меня, я за тебя, и за Республику оба!» Суровая песня компози тора Ф. Аронса на стихи И. Уткина еще бо лее подчеркивает резкость столкновения коммунистов и их врагов. Алым пламенем вспыхивает горизонт. На его фоне четко, графично вырисовываются силуэты людей в долгополых шинелях, в кожанках, в фуражках и красных косынках. В едином порыве замерли они символом взбудораженного, потрясенного мира. Не менее плакатен и финал спектакля. Преры вая самосуд разъяренной толпы, подстре каемой кулаками, коммунист Смык катит прямо через зрительный зал телегу со спа сительными девяносто семью пудами хле ба. Умирающий Копыстка, опираясь о пле чи друзей, запускает руку в мешок и протя гивает нам, в зал, горсть зерна, золотистой струйкой сыплются зерна из коченеющей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2