Сибирские огни, 1978, № 9
I ДОБРУ И ЗЛУ ВНИМАЯ... пинка от гражданской войны, может быть, от того оркестрика, который так запомнился всем в фильме «Мы из Кронштадта». 8 «Марютке» большинство исполнителей ограничилось задачей выявить самые об щие, так сказать, родовые черты своих ге роев. Откровенно плакатен комиссар Ар сентий Евсюков в исполнении В. Костоусо- ва. В традиционной кожаной куртке, с наганом на боку, он без лишних раздумий лихо сочиняет «клятву красноармейки», картинно вручает Марютке винтовку, отда ет распоряжения четко, не ведая ни коле баний, ни сомнений. Этакий несгибаемый твердокаменный комиссар! Картинно печа тает шаг пленный поручик Говоруха-Отрок. Небрежно снисходительные интонации, пре зрение к смерти, брезгливое отношение к «хамам» — полный арсенал офицерских «доблестей» демонстрирует перед нами В. Шалавин (несколько живее эту роль ве дет А. Слюсаренко). Достоверностью стра стей повеяло было со сцены, когда появил ся Семянный — Е. Важенин. В коротком эпизоде артист сумел передать и яростную классовую ненависть своего героя, и его отчаянную мужичью тоску, и анархистское нутро. К сожалению, новый исполнитель этой роли В. Цикин во многом утратил ост роту прочтения роли своим предшествен ником. Но вот появляется X. Иванова — исполни тельница заглавной роли. Какой-то предста нет она перед нами, первая из числа тех самых героических мальчишек и девчонок, что «осознали идею Советской власти»? Долговязая, в зипуне с чужого плеча, повя занная старушечьим платком, она на ред кость некрасива, эта девушка-подросток. Видать, много горя хватила Марютка, узна ла жизнь с самой ее изнанки, если так зло стиснуты ее губы, если так резко обрывает она шуточки о бабьих слабостях, о юбках да штанах. Клятву красноармейки она про износит отрывисто, категорично, словно впечатывает каждое слово в память. На всегда. Одним чувством, одной страстью одер жима Марютка — верно служить трудовому народу. Это ощущаешь и в те минуты, ког да метко прицеливается она в ненавистных беляков и когда сочиняет свои неуклюжие, но пламенные стихи. И вдруг — Он, сорок первый, синеглазенький. Расцветает в Ма рютке все девическое, щедрое, впервые озаряется улыбкой ее лицо. Даже сухова тость партнера не помешала Ивановой рас крыться в этой части роли со всей челове ческой теплотой. Но наступает решающий момент, когда личное входит в трагическое противоречие с классовым долгом, когда должна будет Марютка выполнить приказ комиссара, клятву красноармейки. Марютка прицелилась... Казалось бы, драма достигла кульминации, но мой сосед обернулся к своей спутнице и преспокойно, даже весело сообщил: «Сейчас она его убьет». Ох уж это безошибочное прогнозирова ние эрудитов из зрительного зала! Как с ним бороться? Как сыграть сцену так, чтобы до самой последней секунды зритель сомневался — задушит ли Отелло Дездемо- 11 Сибирские огни № 9 161 ну? Свершит ли свой страшный суд Арбе нин? А чем объяснить, что мы, мальчишка ми по многу раз бывая в кино на «Чапаеве», всякий раз с замиранием сердца безумно верили, что Чапай выплывет? Время, что ли, было другое? Или мы были иными? Да, нет, вот недавний пример. Когда зрители смот рели телевизионный спектакль «Красавец мужчина», где в роли Зои Васильевны вы ступила М. Неелова, то до последнего кад ра не могли догадаться — уедет ли Зоя или все простит и останется с циником и про дажной душонкой — ненаглядным ее Апол лоном? Все дело, очевидно, в том, чтобы точно и заостренно выстроить конфликт, чтобы раскрыть характер со всей искрен ностью, на пределе творческой самоотдачи. Итак, Марютка прицелилась... Выстрел за менила взметнувшаяся мелодия. Багровым всполохом озарилась планета — Время, и замер на ее фоне, распластав руки, бело гвардейский поручик. А потом стал тихонь ко поворачивать голову к Марютке с немым вопросом: дескать, как это она посмела?! В зале засмеялись. Что же произошло? По чему так глубоко задуманный конфликт, так тщательно подготовленный финальный ак корд трагедии, несмотря на поддержку всех доступных театру изобразительных средств, завершился столь неудачно? Вдумаемся еще раз в понятие — реаль ный, то есть социалистический гуманизм. Его сущность в том, что он не отбрасывает общечеловеческие духовные ценности, но дает им к о н к р е т н о -и с т о р и ч е с к у ю , а следо вательно, и классовую интерпретацию. В случае с «Марюткой» мы отчетливо видим стремление театра прославить верность ре волюции, эта мысль убедительно воплоще на в жизненно конкретном характере д е вушки-красноармейца, малограмотной, гру боватой, резкой и ожесточенной, но в то же время одухотворенной, преданной идее, лишь до поры до времени затаившей свою нежность, материнскую заботливость, нату ру, чуткую к красоте. Но это лишь с одной стороны. С другой — схематически обрисо ванный облик белогвардейского офицера «вообще», врага, которому на этом основа нии театр отказывает в сложности духовно го содержания. Ни тени сочувствия не вы зывает у зрителей Говоруха-Отрок (В. Ша лавин) ни в один из моментов действия. И вся сумятица чувств человека, оказавше гося на перепутье, его попытки понять со бытия и людей, его окружающих, даже обыкновенное человеческое любопытство — все оказалось вне поля зрения исполните ля. В результате — ослабленный конфликт спектакля в целом, недоумение взамен со переживания в зрительном зале. Ослаблен конфликт и в другом спектакле трилогии — в «Городе на заре». Душа ар- бузовской хроники — в поэзии преодоления трудностей, в столкновении самобытных характеров, мужающих в борьбе. Трудно понять причины, побудившие постановщика отказаться от романтического ключа пьесы. Быть может, В. Чернядев рассчитывал на всемогущество постановочных средств, вы разительности, надеялся, что введение об раза духового оркестра времен граждан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2