Сибирские огни, 1978, № 9
Л. БАЛАНДИН 160 всего выявить современный, волнующий нас сегодня конфликт, найти точную атмосферу действия, нужна искренность каждого уча стника спектакля. Постановщик С, Иоаниди и режиссер Г Оганесян сумели сплотить исполнительский коллектив вокруг идеи во инствующего гуманизма. Спектакль, утверж дающий, что слово «большевик» — синоним честности, мужества, благородства, служе ния правому делу, стал заметной вехой на пути краснофакельцев к раскрытию нрав ственных проблем в их историческом раз витии. Октябрьская революция, гражданская война, стройки пятилеток, Великая Отече ственная — все это годы величайших испы таний в жизни целого поколения советских людей. Какие пласты истории могут быть раскрыты, по-новому освещены при вопло щении героической темы на сцене театра, какой простор для нравственного поиска! Сегодня мало рассказа о подвиге, мало по казать этот подвиг во всей его достоверно сти. Сегодняшний зритель ждет ответа на вопросы — как сформировался будущий герой, какие нравственные побуждения двигали им, совершившим небывалое. Новосибирский областной театр драмы как раз и сделал такую попытку рассказать о героизме людей целой эпохи в трилогии «Память». Сюда вошли — «Марютка» (ин сценировка Т. Лондона по повести Б. Лавре нева «Сорок первый»), драматическая хро ника А. Арбузова «Город на заре» и «По весть для театра» по роману Б. Васильева «В списках не значился». Три спектакля о самых драматических событиях в жизни на шей страны. И не случайно эпиграфом, стихотворным образом трилогии театр из брал слова А. Блока: «...Ветер, ветер... На ногах не стоит человек...» Рассказать о тех, кто выстоял, кто наперекор всем ветрам, шквалам и огневым метелям шел по труд ным дорогам великой эры, объединить для воплощения столь широкого замысла про изведения, различные по авторскому стилю, разделенные по времени написания чуть ли не историческими вехами,— это ли не увле кательная задача? И очень трудная. -— Смысловым стержнем для нас стала мысль, высказанная Борисом Васильевым: «Мальчика, осознавшего идею Советской власти, победить нельзя». Эта мысль пока залась нам и эмоциональной и очень точ ной по содержанию,— рассказывал поста новщик В. Чернядев. Итак, мысль о непобедимости человека, осознавшего, что такое Советская власть, давшая ему право определять судьбы — и свою, и судьбу своего народа, объединяет все части трилогии. Марютка, пожертвовав шая личным во имя классового долга, строи тели Комсомольска-на-Амуре, отдававшие все силы и даже жизни во имя долга перед Родиной, лейтенант Плужников, осознаю щий себя, хозяином Брестской крепости, советским человеком на советской земле, хотя давно ушла на Восток линия фронта,— все это обыкновенные люди, несхожие по характерам, неповторимые по своим инди видуальностям, но объединенные общей идеей служения долгу — высшему нравст венному закону Страны Советов. Весьма продуктивной оказалась ставка создателей трилогии на молодежного зри теля. Ленин как-то заметил, что моло дежь — «самая отзывчивая» в социальном отношении часть населения. Социологами отмечен также факт «омоложения» зри тельных залов — пожилые предпочитают телевизор. Во всяком случае, мысль о со здании единого абонемента, который давал бы право на посещение всех трех спектак лей, вызвала живую реакцию молодежных организаций, и ежевечерне небольшой зри тельный зал театра драмы бывал заполнен юношами и девушками. Режиссер В. Чернядев, художник А. Ла- невский, композитор Л. Богуславский в со дружестве с коллективом таких же моло дых, не знавших войн исполнителей, пове дали современной молодежи о судьбах их сверстников, о тех, кто шел в революцию, на стройки пятилегок, на передовые рубе жи Великой Отечественной. Рассказ полу чился равно поучительным и в тех случаях, где театру сопутствовали удачи, и в тех, где явно ощутимы просчеты. Стремясь к стилистическому единству, постановщик во всех трех спектаклях широ ко использует условность. На сцене три дощатых наклонных станка, пригодных и для того, чтобы стать столами, и нарами, и крышами домов, и чем угодно.— совер шенно нейтральная конструкция, воскреша ющая принцип так называемой симультан ной декорации. Образ спектакля, очевиднр, должен раскрыть большой круглый диск, на фоне которого разворачивается дейст вие. Трудно сказать, что означает этот ко ричневато-серый круг. «Луна»,— сказал мой сосед. «Символ времени»,— пояснила в бе седе одна из исполнительниц. Больше я рас спрашивать не стал, положившись на собст венные ощущения. На мой взгляд, диск символизирует всю нашу планету. А самое знаменательное свойство этого диска — багроветь, когда гибнет герой, озаряться голубым светом, когда совершается благо родный поступок,— призвано подчеркивать грандиозность свершаемого: великий под виг озаряет ярким светом всю нашу зем лю, весь мир. Впрочем, здесь мы стали сви детелями новомодного приема метафорич ности сценического языка, который подчас оборачивается ребусом, головоломкой, и зритель до конца трилогии так и гадает, что за круглая деталь парит в воздухе. Единым для всех частей трилогии избран также принцип включения музыки. В спек таклях, где по ходу событий должны грохо тать пушки, бить пулеметы, раздаваться автоматные очереди, не звучит ни единого выстрела. Только музыка боя, то тревож ная и настороженная, то взмывающая к вы сотам патетики. По-особому включена му зыка в «Город на заре» — на фоне диска- планеты выстраивается маленький духовой оркестр. Одетые в красноармейскую фор му, в обмотках и островерхих шлемах му зыканты играют «антракты» — старинные марши и вальсы. Проложена как бы тро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2