Сибирские огни, 1978, № 9
ДОБРУ И ЗЛУ ВНИМАЯ... 159 Совнаркома лишь коридором. Здесь, в ко ридоре, в зале заседаний да на квартире Владимира Ильича театр предлагает нам побывать в эти напряженные часы и минуты. Мучительно медленно тянется время. Трагически отрешенным взглядом смотрит перед собой Мария Ульянова (Н. Демина), полны слез глаза Надежды Константиновны Крупской (Л. Кутонова), по-девчоночьи шмыгая носом, обливается слезами девуш ка у телеграфного аппарата (Н. Никулько- ва), не в силах сдержать рыдания, вздраги вает плечами Яков Михайлович Свердлов (А. Дорожко). Но, глотая слезы, продолжа ет диктовать ленинские распоряжения де вушка, подавив стон, ровным голосом от кроет заседание Совнаркома Яков Сверд лов. «...Товарищ, дело в том, что... у меня ранен муж»... — растерянно ответит по те лефону Надежда Константиновна, но тут же, собравшись, твердо добавит: «Завтра я приеду непременно... Извините, пожалуй ста...» Так начинается важнейшая тема спектак ля — о мужестве и несгибаемой воле боль шевиков, о тех, кто и в самом большом личном горе умел подчинять личное обще ственному. «Большевики» в «Красном факе ле» представляются нам произведением широким, масштабным, повествующим о народных судьбах в революции. Образ Времени, с его гигантскими по масштабам явлениями, непримиримыми контрастами, зримо воплощен в виде огром ной, во весь портал, карты страны, края которой обожжены там, где проходят фрон ты. На фоне этой карты — достоверная до малейших деталей обстановка зала заседа ний: белые кресла с алыми сиденьями — для народных комиссаров, простое кресло с плетеной спинкой — для председателя. Постоянно возникающее поверх сцены изображение нервно пульсирующей, бегу щей телеграфной ленты заставляет вспом нить слова поэта: «Это — время звенит те леграфной струной». Постановщик С. Иоани- ди и художник Е. Гороховский уже во внешнем облике спектакля передали свое стремление соединять конкретно-историче ское начало с обобщением вплоть до сим вола. Четкую социальную окраску имеет цент ральный нравственный конфликт: совершив самую гуманную, самую бескровную в исто рии человечества революцию, российский пролетариат во главе с партией большевиков вынужден принять закон о красном терроре. К этой чрезвычайной мере правительство решается прибегнуть для того, чтобы со хранить завоевания Октября от белогвар дейцев, организующих кулацкие мятежи, от злодейских покушений эсеров, открыв ших подлинную охоту за большевистскими руководителями. Необходимо проявить же стокость во имя высшего гуманизма. И большевики-ленинцы твердо произносят свое, в муках рожденное: «Да, согласен!» В пьесе нет развернутых многоплановых характеров. Но когда в финале Цюрупа (В. Харитонов) раздумчиво произносит: «В каждом из нас есть частичка Владимира Ильича...»,— этому веришь безусловно. Ве ришь, потому что ленинскую страстность и искренность раскрыли перед нами в ролях Коллонтай и Петровского (А. Покидченко и А. Лосев), потому что мы стали свидетеля ми железной собранности, мудрой нетороп ливости в решениях Свердлова (А, Дорож ко), потому что силу убежденности, волю Стучки и горячую напористость, энергию Курского подчеркнули своим исполнением Е. Лемешонок и В. Бирюков. Ленинская иро ния— удачно найденный штрих в характере Загорского (И. Белозеров), простота чело веческого облика и профессиональное уме ние облекать свою мысль в публицистиче ски отточенные фразы — характерные чер ты Стеклова в исполнении Е. Иловайского. По-интбллигентски мягок, сердечен и ра ним Луначарский у Чумичева. С юмором говорит он о своих собственных слабостях и заблуждениях, долго сомневается перед принятием сурового решения. Актер ведет нас в мыслительную лабораторию своего героя, «позволяет» присутствовать при его размышлениях, когдр, опираясь на истори ческий опыт предшественников — париж ских коммунаров, Луначарский тщательно взвешивает все «за» и «против». Но вот нар ком решительно поднимает руку при голо совании предложения о введении красного террора, и мы понимаем всю глубину мо тивов, заставивших этого гуманнейшего че ловека решиться на жестокость, верим, что решение — единственно правильное, что оно выстрадано, жизненно необходимо. В спектакле не показан противоборству ющий лагерь, но лютый враг незримо при сутствует на сцене каждую минуту, прида вая особую остроту разворачивающимся событиям. Единый ансамбль исполнителей поведал нам о большевиках, о людях, взяв ших на себя в ту грозную годину бремя от ветственности за судьбы страны и мира. О людях, получивших взамен единственное пр$во быть первыми в рядах атакующих, первыми подставлять грудь под вражеские пули. «Покушения — профессиональная опасность для каждого политического дея теля»,— спокойно, как о чем-то само собой разумеющемся, говорит большевик Покров ский (И. Баранов). И каждый из них, народ ных комиссаров, готов пойти на любое за дание, не раздумывая — есть у н^го личная охрана или нет, опасно там или не опасно. Спектакль о верности ленинизму, о высо ких моральных достоинствах большевиков встретил теплый зрительский прием. Когда в финале счастливые, преображенные, чув ствуя плечо друг друга, участники заседа ния Совнаркома тихо-тихо, почти шепотом, запевают гимн партии: «Вставай, проклять ем заклейменный...», радость сообщения — кризис миновал, Ленин будет жить! — объ единяет всех, зрители, стоя, приветствуют исполнителей. Вспыхнули люстры, и мой сосед, украдкой вытирая платком повлажневшие глаза, сму щенно пробормотал: «Вот ведь какое на важдение — знаешь, что Ленин останется в живых, а все время ждешь — выживет он или нет...» Для того, чтобы ощущение со участия, сопереживания возникло в зри тельном зале, нужно многое. Нужно прежде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2