Сибирские огни, 1978, № 9
158 Л. БАЛАНДИН Эта тема, начатая когда-то Виктором Ро зовым лихой «кавалерийской атакой» его юного героя с дедовской шашкой наголо против полированных гарнитуров, получила свое убедительное продолжение в борьбе с некоммунистическим отношением к труду в виде отказа коллектива рабочих от неза служенной ими премии и т. д. Так сегод няшний театр не только показывает грань, которая отделяет гражданина от мещанина, но и осваивает такое величайшее завоева ние социализма, как идею превращения человеческого труда для все большего чис ла людей в фактор творчества, в духовную ценность. Казалось бы, суховатая «произ водственная пьеса» взволнованно повеству ет о том, что трудящийся человек нашей страны все в большей мере осознает себя, по словам Ленина, «не только хозяином на своем заводе, а представителем страны» (Поли. собр. соч., т. 36, стр. 369). Формирование духовных ценностей лич ности неотделимо от мировоззрения, от идейно-политических, гражданских убежде ний человека. Вот почему перед деятеля ми театра сегодня как никогда остро встает вопрос формирования художника-гражда- нина, встает проблема методологической вооруженности и зоркости. Однажды Ни колай Охлопков сказал: «Мечтаю о време ни; когда на афише будет значиться — спектакль поставил философ такой-то». На редкость актуальные слова! Действительно, передовая мысль современности требует глубокого философского раскрытия ее ху дожественными средствами. Только в этом случае театр сможет быть на уровне задач, поставленных XXV съездом партии. В процессе нравственного поиска совре менный театр, конечно, не может избежать сложностей, встающих на его пути и харак терных вообще для развития нашей обще ственной и литературной мысли. Речь идет о чрезвычайно сложном, диалектически противоречивом сочетании таких понятий, как мораль классовая и мораль общечело веческая. «...Нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского об щества и объединению всех трудящихся во круг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (Поли. собр. соч., т. 41, стр. 311),— говорил Ленин, подчерки вая классовый характер нравственного со знания. Но это новое не означает, что Ле нин отрицал общечеловеческие моральные нормы. Напротив, он со всей определенно стью утверждал: «...избавленные от капи талистического рабства, от бесчисленных ужасов, дикостей, нелепостей, гнусностей капиталистической эксплуатации, люди по степенно п р и в ы к н у т к соблюдению элементарных, веками известных, тысячеле тиями повторявшихся во всех прописях, пра вил общежития...» (Поли, собр. соч., т. 33, стр. 89). Нет сомнения, что «веками известные, тысячелетиями повторяющиеся» правила общежития и есть те самые «вечные», об щечеловеческие моральные нормы, кото рые, по предсказанию Ленина, станут при вычкой граждан коммунистического обще ства. Но это окажется возможным лишь в будущем, на нынешнем же этапе развитого социализма мораль сохраняет классовый характер и находится в сложной взаимосвя зи с моралью общечеловеческой. Критика указывает на две крайности в подходе к данному вопросу. Одна — «абст рактно-гуманистический взгляд на духовно нравственную сферу жизни современного человека и общества, отрывающий ее цен ности от той великой общественно-преобра- зующей деятельности, которую под руко водством партии ведет наш народ, преобра зовывая в горниле созидания коммунизма и самого себя». Другая крайность заключа ется в том, что в борьбе с абстрактным гу манизмом порой выплескивается само по нятие гуманизма и «стремление говорить о добре и человечности, правде и честности, смысле жизни и совести расценивается чуть ли не как «абстрактный гуманизм» («Правда», 17 февраля 1978 г.). Опасность столь крайних суждений реальна и для те атра. Но нет сомнения, что лучшие дости жения современности связань: с таким под ходом к духовным и нравственным ценно стям, когда проблемы бездуховности и безнравственности понимаются как следст вие и выражение психологии мелкобуржу азной, мещанской, т. е. в том случае, когда общечеловеческим духовным ценностям дается конкретно-историческая, а следова тельно, и классовая интерпретация, когда нравственность органически увязана с борь бой за коммунизм. Сегодня мы имеем возможность совер шить путешествие по городам и театрам Си^ бири с тем, чтобы попытаться вникнуть в ту атмосферу активного нравственного поиска, которым живет современный театр. Карти ну мы увидим достаточно характерную, по скольку наше путешествие будет прохо дить в год, непосредственно примыкающий к юбилейному, когда в честь 60-летия Ок тября в театрах создавались спектакли — творческие отчеты и весь репертуар фор мировался с особой ответственностью. Итак, первый пункт нашего путешествия — Новосибирск В жизни и в литературе, на сцене и на экране высоким образцом, эталоном ком мунистической нравственности предстает облик Владимира Ильича Ленина, этого, как говорил Кржижановский, «гениального чело веколюбца». Поэтому наш разговор умест нее всего начать с ленинской темы в театре. У спектакля краснофакельцев короткое и выразительное название — «Большевики». Пьеса Михаила Шатрова, последняя, заклю чительная часть задуманной им трилогии «Драмы революции». «Большевики» — пьеса о Ленине, хотя Ильич на сцене не появляется ни на мину ту. В тот день 30 августа 1918 года, когда разворачиваются события, положенные в основу пьесы, его, тяжело раненного, исте кающего кровью, привезли в кремлевскую квартиру, отделенную от зала заседаний
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2