Сибирские огни, 1978, № 9

158 Л. БАЛАНДИН Эта тема, начатая когда-то Виктором Ро­ зовым лихой «кавалерийской атакой» его юного героя с дедовской шашкой наголо против полированных гарнитуров, получила свое убедительное продолжение в борьбе с некоммунистическим отношением к труду в виде отказа коллектива рабочих от неза­ служенной ими премии и т. д. Так сегод­ няшний театр не только показывает грань, которая отделяет гражданина от мещанина, но и осваивает такое величайшее завоева­ ние социализма, как идею превращения человеческого труда для все большего чис­ ла людей в фактор творчества, в духовную ценность. Казалось бы, суховатая «произ­ водственная пьеса» взволнованно повеству­ ет о том, что трудящийся человек нашей страны все в большей мере осознает себя, по словам Ленина, «не только хозяином на своем заводе, а представителем страны» (Поли. собр. соч., т. 36, стр. 369). Формирование духовных ценностей лич­ ности неотделимо от мировоззрения, от идейно-политических, гражданских убежде­ ний человека. Вот почему перед деятеля­ ми театра сегодня как никогда остро встает вопрос формирования художника-гражда- нина, встает проблема методологической вооруженности и зоркости. Однажды Ни­ колай Охлопков сказал: «Мечтаю о време­ ни; когда на афише будет значиться — спектакль поставил философ такой-то». На редкость актуальные слова! Действительно, передовая мысль современности требует глубокого философского раскрытия ее ху­ дожественными средствами. Только в этом случае театр сможет быть на уровне задач, поставленных XXV съездом партии. В процессе нравственного поиска совре­ менный театр, конечно, не может избежать сложностей, встающих на его пути и харак­ терных вообще для развития нашей обще­ ственной и литературной мысли. Речь идет о чрезвычайно сложном, диалектически противоречивом сочетании таких понятий, как мораль классовая и мораль общечело­ веческая. «...Нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского об­ щества и объединению всех трудящихся во­ круг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (Поли. собр. соч., т. 41, стр. 311),— говорил Ленин, подчерки­ вая классовый характер нравственного со­ знания. Но это новое не означает, что Ле­ нин отрицал общечеловеческие моральные нормы. Напротив, он со всей определенно­ стью утверждал: «...избавленные от капи­ талистического рабства, от бесчисленных ужасов, дикостей, нелепостей, гнусностей капиталистической эксплуатации, люди по­ степенно п р и в ы к н у т к соблюдению элементарных, веками известных, тысячеле­ тиями повторявшихся во всех прописях, пра­ вил общежития...» (Поли, собр. соч., т. 33, стр. 89). Нет сомнения, что «веками известные, тысячелетиями повторяющиеся» правила общежития и есть те самые «вечные», об­ щечеловеческие моральные нормы, кото­ рые, по предсказанию Ленина, станут при­ вычкой граждан коммунистического обще­ ства. Но это окажется возможным лишь в будущем, на нынешнем же этапе развитого социализма мораль сохраняет классовый характер и находится в сложной взаимосвя­ зи с моралью общечеловеческой. Критика указывает на две крайности в подходе к данному вопросу. Одна — «абст­ рактно-гуманистический взгляд на духовно­ нравственную сферу жизни современного человека и общества, отрывающий ее цен­ ности от той великой общественно-преобра- зующей деятельности, которую под руко­ водством партии ведет наш народ, преобра­ зовывая в горниле созидания коммунизма и самого себя». Другая крайность заключа­ ется в том, что в борьбе с абстрактным гу­ манизмом порой выплескивается само по­ нятие гуманизма и «стремление говорить о добре и человечности, правде и честности, смысле жизни и совести расценивается чуть ли не как «абстрактный гуманизм» («Правда», 17 февраля 1978 г.). Опасность столь крайних суждений реальна и для те­ атра. Но нет сомнения, что лучшие дости­ жения современности связань: с таким под­ ходом к духовным и нравственным ценно­ стям, когда проблемы бездуховности и безнравственности понимаются как следст­ вие и выражение психологии мелкобуржу­ азной, мещанской, т. е. в том случае, когда общечеловеческим духовным ценностям дается конкретно-историческая, а следова­ тельно, и классовая интерпретация, когда нравственность органически увязана с борь­ бой за коммунизм. Сегодня мы имеем возможность совер­ шить путешествие по городам и театрам Си^ бири с тем, чтобы попытаться вникнуть в ту атмосферу активного нравственного поиска, которым живет современный театр. Карти­ ну мы увидим достаточно характерную, по­ скольку наше путешествие будет прохо­ дить в год, непосредственно примыкающий к юбилейному, когда в честь 60-летия Ок­ тября в театрах создавались спектакли — творческие отчеты и весь репертуар фор­ мировался с особой ответственностью. Итак, первый пункт нашего путешествия — Новосибирск В жизни и в литературе, на сцене и на экране высоким образцом, эталоном ком­ мунистической нравственности предстает облик Владимира Ильича Ленина, этого, как говорил Кржижановский, «гениального чело­ веколюбца». Поэтому наш разговор умест­ нее всего начать с ленинской темы в театре. У спектакля краснофакельцев короткое и выразительное название — «Большевики». Пьеса Михаила Шатрова, последняя, заклю­ чительная часть задуманной им трилогии «Драмы революции». «Большевики» — пьеса о Ленине, хотя Ильич на сцене не появляется ни на мину­ ту. В тот день 30 августа 1918 года, когда разворачиваются события, положенные в основу пьесы, его, тяжело раненного, исте­ кающего кровью, привезли в кремлевскую квартиру, отделенную от зала заседаний

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2