Сибирские огни, 1978, № 9

ИСКУССТВО Л. Баландин ДОБРУ И ЗЛУ ВНИМАЯ... (Проблемы нравственности в современном драматическом театре) В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. в. и. Наша страна вступила в историческую эпоху практического формирования нового, коммунистического человека. В документах XXV съезда партии, в новой Конституции подчеркнута коренная особенность нынеш­ него этапа нашего общества, который со­ стоит в том, что огромные возможности нашего строя все полнее используются для повышения уровня жизни, удовлетворения как материальных, так и духовных потреб­ ностей советских людей. В своей речи на XVIII съезде ВЛКСМ Л. И. Брежнев гово­ рил: «Материальные блага для нас не само­ цель, а предпосылка всестороннего разви­ тия личности. Поэтому важно, чтобы подъем благосостояния сопровождался обо­ гащением внутреннего мира людей, форми­ рованием правильного понимания смысла жизни». Утверждая нормы и принципы коммуни­ стической морали, партия призывает к по­ стоянней и настойчивой борьбе с духовной скудостью, с такими проявлениями без­ нравственности, как равнодушие, цинизм, иждивенчество, претензии получать боль­ ше, чем даешь обществу. Всем этим и им подобным отклонениям от социалистиче­ ски* норм нравственности партия дала чет­ кую социальную оценку как явлениям,- противоречащим самой сути нашего строя, рецидивам мещанской, мелкобуржуазной психологии. Театр, являясь, как и другие искусства, формой общественного сознания, играет огромную роль в жизни общества. Как Iспособ художественного отражения дейст- Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 41. стр. 313. вительности и эстетического воспитания масс, театр всегда находится в самой тес­ ной связи с особенностями развития об­ щества, позволяя через сценические созда­ ния судить о жизни, познавать ее конфлик­ ты. Что есть добро и человечность? Правда и честность? В чем смысл- жизни и совести? Все эти «вечные» категории театр в лучших своих произведениях рассматривает с кон­ кретно исторических позиций, давая им партийную оценку. Отсюда — уже в самой постановке проблемы — неизбежность по­ лемики, противопоставление нашего нрав­ ственного идеала «идеалу» буржуазного «общества потребления» с его бездухов­ ностью, пониманием материального благо­ получия как исчерпывающей цели и конеч­ ного смысла бытия. Трудно сегодня найти тему, которую театр не решал бы с позиций нравственно­ го поиска. Будь это трагическая тема мак- бетовского властолюбия или тема любви, преодолевающей сословные предрассудки, любви-целительницы, возвышающей чело­ века. Рассказывая о героических поступках времен Октябрьской революции или граж­ данской войны, театр ищет те нравственные законы, которым подчиняли свои желания и действия обычные люди, ставшие бес­ смертными героями. Ведя борьбу с «ве­ щизмом», театр направляет свои стрелы против бездуховности, против мещанской морали материального благополучия для «избранных», для «энергичных людей».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2