Сибирские огни, 1978, № 9
ЛЮДИ НА БОЛОТЕ 151 болотный кисель — тут же скатывается в траншею, которая дымится, парит, как жар ко протопленная баня. Мороз туда и носа своего не сует. Осторожно, будто испытывая на проч ность боковую полосу, крадется экскава тор. Кидает в пропасть ковш, выхватывает и вновь повторяет вроде бы не сложную операцию. Остается за спиной машиниста глубокая траншея. Ее тут же засыпают пе ском. Дорогим песком засыпают. Иного способа строительства дорог на болотах ученые пока не придумали... * * * На Руси умельцев издавна зовут чудака ми. И уважают их, и при нужде поясно кла няются им. К Жвакину это доброе прозвище приста ло после того, как он вытащил «из болота бегемота», а точнее — из реки трактор. А вскоре пошло: «Чудак-то наш машину изобрел!» И еще не видя этой машины, кто-то ей и марку пристегнул: «Жва-один». С намеком, что будет и «Жва-два»... Вели трассу от короткого Еганского моста до стоянки энергопоезда. Рабочие уклады вали на уже созревшеа дорожное полотно плиты и тут же их омоноличивали, то есть сглаживали швы с помощью бетона и би тумной мастики. Плиты после их сварки Между собой да промазки прописываются на одном месте, не теряют соседства и не норовят встать на ребоо. А главное-то, вся дорога как бы сплошной бетонный частил. Кати по ней, по чудной болотной магистра ли, хоть на «Волге», хоть на правительст венной «Чайке». С недавних пор Вадим Артемьевич уж больно подозрительно часто стал навещать этот отрезок трассы. Придет и стоит, смот рит. Острые на словеса самотлорские бабонь ки из бригады заливщиц защелкали глазами, запереглядывались: — Девки, уж не влюбился ли механик в какую-нибудь из нас? Вадим Артемьевич пристально следил, как Валя Пучкова, Галя Ваханова и Нина Калиева промешивают вязкую бетонную ка шу, как с трудом переносят это тяжелен ное месиво в ведрах с места на место и набивают им прожорливые швы. Работа, что и говорить, не из веселых. Только и жди, что вот-вот останешься без рук. Правда, кто-то сжалился над заливщица- ми, нарезал им корыт, использовав бросо вые бочки. Но от такого «новшества» дело ничуть не заспешило. К тому же бетонную кашу готовили на растворном узле, рас стояние до которого с каждым днем все больше удлинялось. Пока везут серое ме сиво к месту работ, глядишь, его уже и при хватило. В те дни Жвакин ютился в восьмиквар тирном дощатом «вигваме». Соседи, подо зрительно косясь на светящуюся щель в стене, ломали головы: «Что же это такое механик делает по ночам? Уж не печатает ли деньги?..» Сосед постоянно шелестел бумагами. Тень от его взлохмаченной головы угро жающе качалась на потолке. Иногда он вставал и маетно сновал из угла в угол, поскрипывая ссохшимися половицами. Но однажды без стука протиснулся в ка бинет Шереметьева. Там, как всегда, шли горячие дебаты. — Ты, Артемьич, с каким ко мне гло бальным вопросом? — откинулся на спинку стула не в меру раскипяченный Шереметь ев. — Присмотрелся я тут повнимательнее, как мы строим дорогу... — Ну, и к какому гениальному выводу пришел? • — Дорого, Юрий Григорьевич! Шереметьев заерзал. За последнее вре мя с этим удешевлением дорог его бук вально задергали. Начальник треста Юшков приезжал: «Удешевляй!» Заместитель ми нистра Литвин неделю гостил на трассе, твердил одно и то же: «Думай об удешев лении!» И вот еще выполз механик. — Братцы, вы что? Сговорились что ли? Ну, куда ни посмотри — кругом умники. А кто же дурак? Догадываться надо! Ше реметьев! Ты вот что, например, мил-чело век, предлагаешь7 Вообще все строительст во побоку? — Зачем же так круто? — опешил Жва кин.— Просто предлагаю создать батоноза ливочную машину. — Ишь ты! — восхитился Шереметьев.— Куда ни посмотришь — кругом Попзуновы. В тресте — один на одном, в главке — еще гуще! Где же ты узрел такую машину? — А нигде не узрел,— известил Жва кин.— Помогите мне, и я такую машину создам. — Ишь ты! — вновь восхитился Шере метьев и как-то осторожно пододвинул Жвакину листок писчей бумаги.— Ну-ка, малюй, какую ты нам «Антилопу гну» со бираешься внедрить в производстзо? Вадим Артемьевич взял автору-ку и стал набрасывать эскиз машины, которую вско ре назвали «Жва-один». — Смотрите! Все проще пареной репы. Это платформа, а точнее — шасси от КрАЗа. Прицеп сохраняется, но к нему пристраивается направляющее колесо. Оно покатит по шву. Таким образом, шасси бу дет двигаться по строгой прямой, без ру левого управления. — А двигатель? — не вытерпел Шере метьев. — Двигатель поставим от «пээски». Тут у меня все продумано до последнего шу рупа. — Так, так, врубил,— ввернул свое из любленное словечко Шереметьев и уже заинтересованнее уставился на лист бумаги с чертежом. — Ну, а дальше бак с водой и бак с це ментом,— Жвакин нарисовал два кривова тых квадрата.— Сзади машины — прими тивный ковш. Подойдет самосвал, насыплет в него три кубика цемента — и пошел за новой порцией. Оператор нажмет на ры чаг — цемент из ковша пересыплется в бак. Вот вам и ходячий растворный узел!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2