Сибирские огни, 1978, № 9

ЛЮДИ НА БОЛОТЕ 151 болотный кисель — тут же скатывается в траншею, которая дымится, парит, как жар­ ко протопленная баня. Мороз туда и носа своего не сует. Осторожно, будто испытывая на проч­ ность боковую полосу, крадется экскава­ тор. Кидает в пропасть ковш, выхватывает и вновь повторяет вроде бы не сложную операцию. Остается за спиной машиниста глубокая траншея. Ее тут же засыпают пе­ ском. Дорогим песком засыпают. Иного способа строительства дорог на болотах ученые пока не придумали... * * * На Руси умельцев издавна зовут чудака­ ми. И уважают их, и при нужде поясно кла­ няются им. К Жвакину это доброе прозвище приста­ ло после того, как он вытащил «из болота бегемота», а точнее — из реки трактор. А вскоре пошло: «Чудак-то наш машину изобрел!» И еще не видя этой машины, кто-то ей и марку пристегнул: «Жва-один». С намеком, что будет и «Жва-два»... Вели трассу от короткого Еганского моста до стоянки энергопоезда. Рабочие уклады­ вали на уже созревшеа дорожное полотно плиты и тут же их омоноличивали, то есть сглаживали швы с помощью бетона и би­ тумной мастики. Плиты после их сварки Между собой да промазки прописываются на одном месте, не теряют соседства и не норовят встать на ребоо. А главное-то, вся дорога как бы сплошной бетонный частил. Кати по ней, по чудной болотной магистра­ ли, хоть на «Волге», хоть на правительст­ венной «Чайке». С недавних пор Вадим Артемьевич уж больно подозрительно часто стал навещать этот отрезок трассы. Придет и стоит, смот­ рит. Острые на словеса самотлорские бабонь­ ки из бригады заливщиц защелкали глазами, запереглядывались: — Девки, уж не влюбился ли механик в какую-нибудь из нас? Вадим Артемьевич пристально следил, как Валя Пучкова, Галя Ваханова и Нина Калиева промешивают вязкую бетонную ка­ шу, как с трудом переносят это тяжелен­ ное месиво в ведрах с места на место и набивают им прожорливые швы. Работа, что и говорить, не из веселых. Только и жди, что вот-вот останешься без рук. Правда, кто-то сжалился над заливщица- ми, нарезал им корыт, использовав бросо­ вые бочки. Но от такого «новшества» дело ничуть не заспешило. К тому же бетонную кашу готовили на растворном узле, рас­ стояние до которого с каждым днем все больше удлинялось. Пока везут серое ме­ сиво к месту работ, глядишь, его уже и при­ хватило. В те дни Жвакин ютился в восьмиквар­ тирном дощатом «вигваме». Соседи, подо­ зрительно косясь на светящуюся щель в стене, ломали головы: «Что же это такое механик делает по ночам? Уж не печатает ли деньги?..» Сосед постоянно шелестел бумагами. Тень от его взлохмаченной головы угро­ жающе качалась на потолке. Иногда он вставал и маетно сновал из угла в угол, поскрипывая ссохшимися половицами. Но однажды без стука протиснулся в ка­ бинет Шереметьева. Там, как всегда, шли горячие дебаты. — Ты, Артемьич, с каким ко мне гло­ бальным вопросом? — откинулся на спинку стула не в меру раскипяченный Шереметь­ ев. — Присмотрелся я тут повнимательнее, как мы строим дорогу... — Ну, и к какому гениальному выводу пришел? • — Дорого, Юрий Григорьевич! Шереметьев заерзал. За последнее вре­ мя с этим удешевлением дорог его бук­ вально задергали. Начальник треста Юшков приезжал: «Удешевляй!» Заместитель ми­ нистра Литвин неделю гостил на трассе, твердил одно и то же: «Думай об удешев­ лении!» И вот еще выполз механик. — Братцы, вы что? Сговорились что ли? Ну, куда ни посмотри — кругом умники. А кто же дурак? Догадываться надо! Ше­ реметьев! Ты вот что, например, мил-чело­ век, предлагаешь7 Вообще все строительст­ во побоку? — Зачем же так круто? — опешил Жва­ кин.— Просто предлагаю создать батоноза­ ливочную машину. — Ишь ты! — восхитился Шереметьев.— Куда ни посмотришь — кругом Попзуновы. В тресте — один на одном, в главке — еще гуще! Где же ты узрел такую машину? — А нигде не узрел,— известил Жва­ кин.— Помогите мне, и я такую машину создам. — Ишь ты! — вновь восхитился Шере­ метьев и как-то осторожно пододвинул Жвакину листок писчей бумаги.— Ну-ка, малюй, какую ты нам «Антилопу гну» со­ бираешься внедрить в производстзо? Вадим Артемьевич взял автору-ку и стал набрасывать эскиз машины, которую вско­ ре назвали «Жва-один». — Смотрите! Все проще пареной репы. Это платформа, а точнее — шасси от КрАЗа. Прицеп сохраняется, но к нему пристраивается направляющее колесо. Оно покатит по шву. Таким образом, шасси бу­ дет двигаться по строгой прямой, без ру­ левого управления. — А двигатель? — не вытерпел Шере­ метьев. — Двигатель поставим от «пээски». Тут у меня все продумано до последнего шу­ рупа. — Так, так, врубил,— ввернул свое из­ любленное словечко Шереметьев и уже заинтересованнее уставился на лист бумаги с чертежом. — Ну, а дальше бак с водой и бак с це­ ментом,— Жвакин нарисовал два кривова­ тых квадрата.— Сзади машины — прими­ тивный ковш. Подойдет самосвал, насыплет в него три кубика цемента — и пошел за новой порцией. Оператор нажмет на ры­ чаг — цемент из ковша пересыплется в бак. Вот вам и ходячий растворный узел!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2