Сибирские огни, 1978, № 9
150 БОРИС ГАЛЯЗИМОВ зарядом куда-то в наметы заречных кустов. Сердца людей обожгло страхом. Стотон ная машина, припав на один бок, пошла вниз. Из кабины вымело перепуганного тракториста. Главинж Илясов, узнав о случившемся, тут же вызвал механика Жвакина: — Такое дело, Вадим Артемьевич... Трак тор утопили. Давай маракуй, как будем спа сать. Предложение Илясова Жвакин воспринял как нечто вполне естественное. — Утопили — значит, поднимем. Не по дну же ему ходить... Внешне в Жвакине ничего нет такого, что бы, встретив его однажды, тут же вспом нить: «Ага, виделись...» Округлое лицо. Крупноватый лоб с двумя остроконечными залысинами. Высоко, по-солдатски подо бранные виски слегка припорошило пудрой седины. На лице трудно отыскать морщин ку. Одни дают механику сорок лет, другие чуток побольше. А когда узнают, что он «отстрадовал» ровно пять десятков лет, ди вуются: «Как мог человек себя сохранить?» А он вовсе и не старался себя сохранить^ Жвакин. Судьба, кажется, еще до его появ ления на свет составила ему длинный пе речень испытаний. Кормила его крапивны ми щами, забавляла мячом, скатанным из коровьего подпушка, того самого, который птахи разносят по гнездовьям, крепила его мускулешки под тяжестью пшеничных меш ков и железного литья А в пороховые во енные годы вручила безусому новобранцу Жвакину катушку связиста и отправила в самое полымя — на передовую. Застигали его в пути яркие ливни прожекторов.' Он падал, обнимал мыльную от дождя землю. Нет, не хранил себя Жвакин. И после вой ны, оглушенный светлой радостью от созна ния, что вернулся в отчие кемеровские края живехоньким, как-то скоропостижно женился, обзавелся углом и жадно ухватил ся за работу. Однажды случилось такое, что он бросил и свой угол, и все нажитое и отправился куда глаза глядят. Оказался Жвакин в Ниж невартовске... Стараясь не подставлять лицо под секу щие струи ветра, Жвакин совал в дымную полынью сосновый шест, пытаясь натолк нуться на коробку кабины трактора. Шест водило, вырывало из рук. Но наконец-таки он уперся в гибкую металлическую обшив ку. От кромки льда до кабины было где-то три метра. Стало быть, до фаркопа, за ко торый можно было захлестнуть трос, все пять. Глубина, которой при знатном напоре обской воды, да еще при ее Обжигающей купели не достичь ни Одному доморощен ному «моржу». Жвакин долго не выходил из наспех ско лоченной мастерской. Подыскал подходя щую трубу. Приварил к ее концевой части крепкий крюк. Для самоуспокоения побил еще по этому круто загнутому носу моло том и, удостоверившись, что его может выдрать лишь вместе со стенкой трубы, от правился к полынье. Расчет Жвакина был верен. Вода не воздух. Она с любой тяже сти сбрасывает порядочный вес. Зацепив крюк трубы за фаркоп и пользуясь приспо соблением древних — полиспастом,— под няли трактор до кромки полыньи, а там уж дело ловкости рук... * * * Объедкина, вернувшегося из поездки в Новосибирск, сразу же поставили на вы- торфовку. Части барабана он все-таки при вез, переоборудовал экскаватор на драг лайн и сейчас чувствовал себя, словно был сват министру. .Все у него шло хорошо, гладко. Драглайн не прямая лопата: что ему прикажешь, то он и делает. А краснов- ская идея не сработала. Более того нанес ла вред. Бревна лежневки экскаватор втоп тал в грунт и начисто замусорил карьер. Все хорошо шло у Объедкина. Экскава тор неспешно продвигался по боковой по лосе, ковш хватко выдирал влажный на глу бине торф и лихо отбрасывал его в сторо ну. Траки гусениц гулко бухали по крепкой, как кость, земле. Хорошая опора! А еще в начале зимы перед стальными «лаптями» экскаватора расстилали деревянную дорожку, состав ленную из щитов. Чуть продвинулся — на ращивай ее, подавай новый щит, не то увяз нешь. Но головастый Илясов проявил доб рую сметку. Боковые полосы траншеи стали очищать от разной поросли, потом по ним проходил «второй инженер», дед-мо роз, и глубоко промораживал землю своим каленым посохом. И сейчас на этой полосе даже шереметьевский шофер Леха Багин чувствовал себя, как на городской магист рали. В эту зиму кто-то из проектантов обогатил копилку опыта строительства болотных ав тострад еще одной мудрой находкой. Лес на самой трассе до поры до времени вы рубать не стали. Деревья предохраняли грунт от промораживания, и лопата экска ватора снимала его легко, как масло. Однажды Ивана Объедкина допекла бе да. А раз допекла, стал он думать. Зима уже двинулась на Самотлор широким фронтом. Лопалась толстокорая одежда осокорей, глухо стреляла земля. Где-то мороз, коне.чно, и помогал. Например, ус корялось промораживание бездонных жи- вунов. Но где-то и проявлял излишнее усер дие. К железу невозможно было прикоснуть ся руками. Выхваченный из траншеи волг лый торф тут же припечатывало к днищу ковша. Объедкин резко сотрясал ковш, пы таясь сбросить с него стылую ношу, но это давалось с трудом. Хоть смазывай днище ковша солидолом! Говорят, научишься, если помучишься. Идея создания «шумовки», как назовет свое изобретение Объедкин, пришла как-то неожиданно, враз. Простая и мудрая. Вырезал Иван автогеном в днище ковша квадратное оконце и задернул его одина ковыми обрывками крупных цепей. Вот вам и «шумовка»! Цепная преграда задержива ет торф, а буро-коричневая жижа — этот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2