Сибирские огни, 1978, № 9

150 БОРИС ГАЛЯЗИМОВ зарядом куда-то в наметы заречных кустов. Сердца людей обожгло страхом. Стотон­ ная машина, припав на один бок, пошла вниз. Из кабины вымело перепуганного тракториста. Главинж Илясов, узнав о случившемся, тут же вызвал механика Жвакина: — Такое дело, Вадим Артемьевич... Трак­ тор утопили. Давай маракуй, как будем спа­ сать. Предложение Илясова Жвакин воспринял как нечто вполне естественное. — Утопили — значит, поднимем. Не по дну же ему ходить... Внешне в Жвакине ничего нет такого, что­ бы, встретив его однажды, тут же вспом­ нить: «Ага, виделись...» Округлое лицо. Крупноватый лоб с двумя остроконечными залысинами. Высоко, по-солдатски подо­ бранные виски слегка припорошило пудрой седины. На лице трудно отыскать морщин­ ку. Одни дают механику сорок лет, другие чуток побольше. А когда узнают, что он «отстрадовал» ровно пять десятков лет, ди­ вуются: «Как мог человек себя сохранить?» А он вовсе и не старался себя сохранить^ Жвакин. Судьба, кажется, еще до его появ­ ления на свет составила ему длинный пе­ речень испытаний. Кормила его крапивны­ ми щами, забавляла мячом, скатанным из коровьего подпушка, того самого, который птахи разносят по гнездовьям, крепила его мускулешки под тяжестью пшеничных меш­ ков и железного литья А в пороховые во­ енные годы вручила безусому новобранцу Жвакину катушку связиста и отправила в самое полымя — на передовую. Застигали его в пути яркие ливни прожекторов.' Он падал, обнимал мыльную от дождя землю. Нет, не хранил себя Жвакин. И после вой­ ны, оглушенный светлой радостью от созна­ ния, что вернулся в отчие кемеровские края живехоньким, как-то скоропостижно женился, обзавелся углом и жадно ухватил­ ся за работу. Однажды случилось такое, что он бросил и свой угол, и все нажитое и отправился куда глаза глядят. Оказался Жвакин в Ниж­ невартовске... Стараясь не подставлять лицо под секу­ щие струи ветра, Жвакин совал в дымную полынью сосновый шест, пытаясь натолк­ нуться на коробку кабины трактора. Шест водило, вырывало из рук. Но наконец-таки он уперся в гибкую металлическую обшив­ ку. От кромки льда до кабины было где-то три метра. Стало быть, до фаркопа, за ко­ торый можно было захлестнуть трос, все пять. Глубина, которой при знатном напоре обской воды, да еще при ее Обжигающей купели не достичь ни Одному доморощен­ ному «моржу». Жвакин долго не выходил из наспех ско­ лоченной мастерской. Подыскал подходя­ щую трубу. Приварил к ее концевой части крепкий крюк. Для самоуспокоения побил еще по этому круто загнутому носу моло­ том и, удостоверившись, что его может выдрать лишь вместе со стенкой трубы, от­ правился к полынье. Расчет Жвакина был верен. Вода не воздух. Она с любой тяже­ сти сбрасывает порядочный вес. Зацепив крюк трубы за фаркоп и пользуясь приспо­ соблением древних — полиспастом,— под­ няли трактор до кромки полыньи, а там уж дело ловкости рук... * * * Объедкина, вернувшегося из поездки в Новосибирск, сразу же поставили на вы- торфовку. Части барабана он все-таки при­ вез, переоборудовал экскаватор на драг­ лайн и сейчас чувствовал себя, словно был сват министру. .Все у него шло хорошо, гладко. Драглайн не прямая лопата: что ему прикажешь, то он и делает. А краснов- ская идея не сработала. Более того нанес­ ла вред. Бревна лежневки экскаватор втоп­ тал в грунт и начисто замусорил карьер. Все хорошо шло у Объедкина. Экскава­ тор неспешно продвигался по боковой по­ лосе, ковш хватко выдирал влажный на глу­ бине торф и лихо отбрасывал его в сторо­ ну. Траки гусениц гулко бухали по крепкой, как кость, земле. Хорошая опора! А еще в начале зимы перед стальными «лаптями» экскаватора расстилали деревянную дорожку, состав­ ленную из щитов. Чуть продвинулся — на­ ращивай ее, подавай новый щит, не то увяз­ нешь. Но головастый Илясов проявил доб­ рую сметку. Боковые полосы траншеи стали очищать от разной поросли, потом по ним проходил «второй инженер», дед-мо­ роз, и глубоко промораживал землю своим каленым посохом. И сейчас на этой полосе даже шереметьевский шофер Леха Багин чувствовал себя, как на городской магист­ рали. В эту зиму кто-то из проектантов обогатил копилку опыта строительства болотных ав­ тострад еще одной мудрой находкой. Лес на самой трассе до поры до времени вы­ рубать не стали. Деревья предохраняли грунт от промораживания, и лопата экска­ ватора снимала его легко, как масло. Однажды Ивана Объедкина допекла бе­ да. А раз допекла, стал он думать. Зима уже двинулась на Самотлор широким фронтом. Лопалась толстокорая одежда осокорей, глухо стреляла земля. Где-то мороз, коне.чно, и помогал. Например, ус­ корялось промораживание бездонных жи- вунов. Но где-то и проявлял излишнее усер­ дие. К железу невозможно было прикоснуть­ ся руками. Выхваченный из траншеи волг­ лый торф тут же припечатывало к днищу ковша. Объедкин резко сотрясал ковш, пы­ таясь сбросить с него стылую ношу, но это давалось с трудом. Хоть смазывай днище ковша солидолом! Говорят, научишься, если помучишься. Идея создания «шумовки», как назовет свое изобретение Объедкин, пришла как-то неожиданно, враз. Простая и мудрая. Вырезал Иван автогеном в днище ковша квадратное оконце и задернул его одина­ ковыми обрывками крупных цепей. Вот вам и «шумовка»! Цепная преграда задержива­ ет торф, а буро-коричневая жижа — этот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2