Сибирские огни, 1978, № 9
ЛЮДИ НА БОЛОТЕ Без трассы, которая бы вела к городу, к ре ке, дорожники жить не могли. И дорогу гнали. Гнали полтора мучитель ных года. И этот короткий отрезок трассы стал для всех, в том числе и для Илясова, той академией, которую надо было обяза тельно пройти, чтобы потом сделать уве ренный шаг к Самотлору. . Нет, не думал тогда Борис Федорович, что трасса даст ему пищу для диссертации, да и для ряда статей, одна из которых — «Автомобильные дороги к тюменским неф тепромыслам» — как раз и явится каркасом будущей научной работы. Ни о чем об этом он не думал. Под эги дой молодого инженера находилась техни ка. Ее он и днем, и ночью кидал в отчаян ные атаки на вековые зыбуны, усталый, с воспаленными от бессонницы глазами, пол зал по холодному месиву, помогая механи заторам вырвать из топей беспомощный эк скаватор, или в кромешной темноте ощу пывал мотор, пытаясь отыскать в нем неисправность, изрядно поизмотав силы, с трудом добирался до дома, падал на кро вать как убитый. А утром, ни свет, ни заря, вновь отправлялся на- трассу. Она не хоте ла признавать часовой стандартизации. Тре бовала от всех и от каждого полной отдачи сил. Люди учились строить дороги на болотах. И, кажется, два варианта такого строитель ства были найдены. Бульдозеры, эти неза менимее работяги, шли, дружно толкая стальными лопатами гребни песка. Привоз ной — золотая ему копеечка цена! — грунт наседал на ненавистную жижу, отпугивал ее. Этот вроде бы немудреный прием вско ре нарекут «методом отжима». Великолеп ный прием! Гони да гони песок, возводи насыпь, «опечатывай» ее гладкими плитами. Но это хорошо там, где под густым раз- ливищем жижи — сравнительно твердый грунт. Когда-то, ступив на эту землю, Шере метьев раздумывал: «Торф — враг или друг?» И решил: «Враг!» А стало быть, надо вырубать лес, выбрасывать этот торф и об разовавшееся ложе забивать уже твердым грунтом. Дорого? Никто не спорит. Но раз нужна дорога — мирись с теми затратами, которые она тебе предъявляет. Илясов думал то же самое. Рецепт строи тельства «болотных дорог» был вроде бы незыблем: выторфовывай, заполняй пустоту песком, возводи насыпь, высоту которой подскажет уровень паводковых вод (кста ти, самая «монументальная» насыпь в Неф теюганске — 16 метров!) Все ясно и про сто, как божий день. Однако жизнь порой диктует иное... * * * Иван Оёъедкин слывет практичным чело веком: семь раз отмерит, один раз отре жет, и уж наверняка. . Сами Объедкины, хоть род их велся из Мордовии, в Сибири объявились давно, а за Урал наезживали редко. На сибирской, по всем статьям благодатной земле у Васи 10* 147 . лия Маркеловича да Прасковьи Тарасовны народилась седьмица сыновей да дочерей. Жена Маркеловича была твердой домо седкой. Крепко-накрепко пристегнуло ее к крестьянству. А вот глава семьи чуть .что — топор за опоясок и подался искать счастья- причастья. Такая его кочевая жизнь зарази ла и юных Объедкиных. Только оперились, почувствовали силу в крыльях — и разлете лись из родного гнезда. Была у матери тайная надежда, что уж младшенький-то ее сын, Ванюшка, увяжет свою жизнь с колхозной. Но и у этого за велся отцов зуд. Наострил Иван топор и отправился на строительство железной до роги Барнаул—Артышта. Быть может, так бы всю жизнь они рубили с отцом дома в че тыре руки, но однажды в душе Ивана слу чился какой-то надлом, запсглядывал он на технику, на железо Отец долго супил квадратные брови и в Коице-концов сломился: «Раз любовь к то пору пропала, не ходить тебе, Иван, в доб рых плотниках. Иди, покоряй свою страсть — железо. Трактор, понятное дело, сила! В не го, говорят, впряжено сто коней...» Время еще то было тяжелое. И младшего Объедкина на курсы трактористов проводи ли, выдав ему всего 200 рублей (20 рублей по-нынешнему). Железо Иван покорил, но еще долгое время носило его между доро гами, которые он строил, и родным колхо зом. Поживет чуток дома, и опять начинает ему сниться дорожная насыпь караваны машин, плывущие с сыпучим песком из глубоких карьеров... Отец долго колесил по стране с «имен ным» своим топором. Но тут услышав по радио о стройке, затевающейся в тайге, за спешил туда. А вскоре сидя в избушке-мо- ховушке при свете чадной стеариновой све чи, писал, соблазняя сына: «Работы тут и тебе, и твоим внукам хватит...» Поехал Иван Объедкин в тайгу Штибле- тики с собой прихватил и болотные сапоги, словно заранее знал, что асфальтами тут не пахло. Но сияющую чистотой палубу теплохода «Патрис Лумумба» покинул в штиблетах. На высоком ступенчатом берегу было сухо. Отошел от пристани метров двадцать, сам себе сказал: «Не пойдет»,— и натянул сапоги-ясамотлоры». Шереметьева Иван ни разу не видел, но, увидев, сразу понял, что это он. Папаха на голове, как у генерала. И команды пода ет — в дальних углах, поди, медведи шара хаются. Фамилию Иван все-таки у него спро сил и тут же доложил, с какой целью при был. — Пьешь? — покосился на него Шере метьев. — А Василий Маркелович пьет? — отве тил Иван вопросом на вопрос. — Кажется, нет... — Не кажется, а не пьет! А я его сын. Так что понимать надо!.. Шереметьев слегка опешил: «Больно остер на язык!» — а вслух сказал, окинув и реку, и прилегающие к ней топи, в которых пурхалась техника: — Вот, любуйся! Если нравится такая эк зотика, подадай заявление.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2