Сибирские огни, 1978, № 9

ЛЮДИ НА БОЛОТЕ Без трассы, которая бы вела к городу, к ре­ ке, дорожники жить не могли. И дорогу гнали. Гнали полтора мучитель­ ных года. И этот короткий отрезок трассы стал для всех, в том числе и для Илясова, той академией, которую надо было обяза­ тельно пройти, чтобы потом сделать уве­ ренный шаг к Самотлору. . Нет, не думал тогда Борис Федорович, что трасса даст ему пищу для диссертации, да и для ряда статей, одна из которых — «Автомобильные дороги к тюменским неф­ тепромыслам» — как раз и явится каркасом будущей научной работы. Ни о чем об этом он не думал. Под эги­ дой молодого инженера находилась техни­ ка. Ее он и днем, и ночью кидал в отчаян­ ные атаки на вековые зыбуны, усталый, с воспаленными от бессонницы глазами, пол­ зал по холодному месиву, помогая механи­ заторам вырвать из топей беспомощный эк­ скаватор, или в кромешной темноте ощу­ пывал мотор, пытаясь отыскать в нем неисправность, изрядно поизмотав силы, с трудом добирался до дома, падал на кро­ вать как убитый. А утром, ни свет, ни заря, вновь отправлялся на- трассу. Она не хоте­ ла признавать часовой стандартизации. Тре­ бовала от всех и от каждого полной отдачи сил. Люди учились строить дороги на болотах. И, кажется, два варианта такого строитель­ ства были найдены. Бульдозеры, эти неза­ менимее работяги, шли, дружно толкая стальными лопатами гребни песка. Привоз­ ной — золотая ему копеечка цена! — грунт наседал на ненавистную жижу, отпугивал ее. Этот вроде бы немудреный прием вско­ ре нарекут «методом отжима». Великолеп­ ный прием! Гони да гони песок, возводи насыпь, «опечатывай» ее гладкими плитами. Но это хорошо там, где под густым раз- ливищем жижи — сравнительно твердый грунт. Когда-то, ступив на эту землю, Шере­ метьев раздумывал: «Торф — враг или друг?» И решил: «Враг!» А стало быть, надо вырубать лес, выбрасывать этот торф и об­ разовавшееся ложе забивать уже твердым грунтом. Дорого? Никто не спорит. Но раз нужна дорога — мирись с теми затратами, которые она тебе предъявляет. Илясов думал то же самое. Рецепт строи­ тельства «болотных дорог» был вроде бы незыблем: выторфовывай, заполняй пустоту песком, возводи насыпь, высоту которой подскажет уровень паводковых вод (кста­ ти, самая «монументальная» насыпь в Неф­ теюганске — 16 метров!) Все ясно и про­ сто, как божий день. Однако жизнь порой диктует иное... * * * Иван Оёъедкин слывет практичным чело­ веком: семь раз отмерит, один раз отре­ жет, и уж наверняка. . Сами Объедкины, хоть род их велся из Мордовии, в Сибири объявились давно, а за Урал наезживали редко. На сибирской, по всем статьям благодатной земле у Васи­ 10* 147 . лия Маркеловича да Прасковьи Тарасовны народилась седьмица сыновей да дочерей. Жена Маркеловича была твердой домо­ седкой. Крепко-накрепко пристегнуло ее к крестьянству. А вот глава семьи чуть .что — топор за опоясок и подался искать счастья- причастья. Такая его кочевая жизнь зарази­ ла и юных Объедкиных. Только оперились, почувствовали силу в крыльях — и разлете­ лись из родного гнезда. Была у матери тайная надежда, что уж младшенький-то ее сын, Ванюшка, увяжет свою жизнь с колхозной. Но и у этого за­ велся отцов зуд. Наострил Иван топор и отправился на строительство железной до­ роги Барнаул—Артышта. Быть может, так бы всю жизнь они рубили с отцом дома в че­ тыре руки, но однажды в душе Ивана слу­ чился какой-то надлом, запсглядывал он на технику, на железо Отец долго супил квадратные брови и в Коице-концов сломился: «Раз любовь к то­ пору пропала, не ходить тебе, Иван, в доб­ рых плотниках. Иди, покоряй свою страсть — железо. Трактор, понятное дело, сила! В не­ го, говорят, впряжено сто коней...» Время еще то было тяжелое. И младшего Объедкина на курсы трактористов проводи­ ли, выдав ему всего 200 рублей (20 рублей по-нынешнему). Железо Иван покорил, но еще долгое время носило его между доро­ гами, которые он строил, и родным колхо­ зом. Поживет чуток дома, и опять начинает ему сниться дорожная насыпь караваны машин, плывущие с сыпучим песком из глубоких карьеров... Отец долго колесил по стране с «имен­ ным» своим топором. Но тут услышав по радио о стройке, затевающейся в тайге, за­ спешил туда. А вскоре сидя в избушке-мо- ховушке при свете чадной стеариновой све­ чи, писал, соблазняя сына: «Работы тут и тебе, и твоим внукам хватит...» Поехал Иван Объедкин в тайгу Штибле- тики с собой прихватил и болотные сапоги, словно заранее знал, что асфальтами тут не пахло. Но сияющую чистотой палубу теплохода «Патрис Лумумба» покинул в штиблетах. На высоком ступенчатом берегу было сухо. Отошел от пристани метров двадцать, сам себе сказал: «Не пойдет»,— и натянул сапоги-ясамотлоры». Шереметьева Иван ни разу не видел, но, увидев, сразу понял, что это он. Папаха на голове, как у генерала. И команды пода­ ет — в дальних углах, поди, медведи шара­ хаются. Фамилию Иван все-таки у него спро­ сил и тут же доложил, с какой целью при­ был. — Пьешь? — покосился на него Шере­ метьев. — А Василий Маркелович пьет? — отве­ тил Иван вопросом на вопрос. — Кажется, нет... — Не кажется, а не пьет! А я его сын. Так что понимать надо!.. Шереметьев слегка опешил: «Больно остер на язык!» — а вслух сказал, окинув и реку, и прилегающие к ней топи, в которых пурхалась техника: — Вот, любуйся! Если нравится такая эк­ зотика, подадай заявление.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2