Сибирские огни, 1978, № 9
126 ВИТАЛИИ ЗЕЛЕНСКИЙ Уже около двадцати семей так живут. Для колхоза это дополнительная проблема, но приходится считаться с реальностью. Индивидуальному застройщику-то еще труднее... Обещают перевести нас на пер вую группу энергоснабжения. Говорят, надо ЛЭП менять, эта уже не справляется. Тормозом развития может стать нехватка электроэнергии. — Мало дают? — Да как сказать... За десять лет по требление увеличилось в десять раз. А те перь кажется — маловато! К примеру, нам хотелось бы на ферму парочку кот лов электрических добавить — еще один коровник на четыреста голов строим. Электрификация должна за нами поспе вать... Из конторы направляемся к новому те лятнику. Сафронов еще не был в нем пос ле сдачи в эксплуатацию и осматривает с большим пристрастием. Остановился воз ле боксов. — Обратите внимание: здесь «кроват ки» на коротких ножках. Если какой-ни будь шалунишка вздумает выскочить че рез верх, поярка его быстренько водво рит на место. Теперь сравните с Георгиев- кой. Там телятишки как на полатях. А ра ботают с ними женщины, они тяжелой ат летикой не должны заниматься... Смотрим дальше,— продолжает он учительским то ном.— Пол в клетке решетчатый, как и должно ему быть. Прутки гладкие — это очень важно. Вы, конечно, заметили, что в Георгиевке все клетки из арматурного же леза, у него поверхность рифленая, в руб чиках. Вроде бы пустяковая деталь, но те лята на ноги жалуются, часто ранят об эти рубчики свои нежные копытца... Ох, и зол же Григорий Васильевич на проектантов и строителей злосчастного комплекса, не может им простить их не расчетливости и гордыни! — Вот еще новинка,— ведет он даль ше.— Ведерко вставляется в стальное кольцо перед мордой теленка. Над прохо дом — видите? — подвесная дорожка, по ней едет бак с обратом. Только открывай кран и наполняй ведра по мерке. В Геор гиевке обрат разливают вручную, ведра ми из бака таскают. Так же и корм раз дают. А здесь транспортер, травяная му ка постоянно в кормушках. Телята здесь на нас ноль внимания, потому что сытые. А там — беспокойные, так и тянутся к че ловеку. И, наконец, последний удар по отсталой технологии: — Здесь одна телятница обслуживает сто голов, а в Георгиевке только семьде сят. «Только» и «отсталая»,— пожалуй, силь но сказано. Но таков уж Григорий Василье вич: половинчатых формулировок не тер пит. 6 Наш век с его неохватным разнообра зием общественно необходимых дел по ставил на самый вид проблему профес сиональной ориентации молодежи. Ныне ею озабочены и сельские руководители. Важно вовремя выявлять и воспитывать в детях привязанность к труду на земле от цов. Это обязана делать сельская школа в содружестве с колхозом или совхозом. Мы вернулись к этой теме на обратном пути в Тяжин. Поздний час, таинственная бескрайность сибирской лесостепи с бегу щим по ней световым пятном от фар ав томобиля — все настраивало на глубокие раздумья о судьбах близкой сердцу зем ли и людей, ее населяющих. — Школьное опытное поле — не песоч ница для малышей. Оно, если хотите, по важней любого производственного участка в колхозе,— рассуждал Сафронов.— Мы эту истину всеми средствами внедряем в головы хозяйственных руководителей. Пусть каждый школьник Утрудится, пусть подержится своими руками за рычаги трактора, посеет и уберет урожай. Должна в нем заговорить крестьянская кровь! А если другие склонности появятся,— по жалуйста, не позднб будет поискать себя в новом деле. Зато те, кто останутся в де ревне, с ходу войдут в строй, быстрее соб ственные корни в землю пустят. Сафронов напомнил, что на XXV съезде партии — Григорий Васильевич был его д е легатом — поднимался и этот вопрос. Зна чит, будет большая поддержка таким на чинаниям, как в Преображение. Именно в стенах школы сейчас развертывается борьба за кадры для сельского хозяйства, за молодежь. — Но то — первый этап,— продолжал делиться мыслями Сафронов.— Нельзя ос лаблять к ним внимания и дальше, после того, как ребята окончат школу. Нужна морально-психологическая, что ли, рабо та с выпускниками. Мы нынче проводили уже шестой традиционный слет десяти классников. Сначала — торжественное по строение у памятника Ленину. Выпускни ки рапортуют о своей учебе, о том, что сделано для страны, для своего района. Потом расходятся группами по предприя тиям. Там их знакомят с техникой, с усло виями труда. Заключительная часть — в Доме культуры. Выступают руководители района, специалисты промышленности и сельского хозяйства. О перспективах ре бятам рассказываем, о том, где им после десятилетки можно руки приложить, не уезжая в город... Конечно, все эти слова и призывы па дают не в пустоту. Аудитория уже как-то подготовлена, слушатели познали радость настоящего труда, прошли через учениче ские производственные бригады — они те перь есть в каждой школе,— еще раз под черкнул Григорий Васильевич. — Кстати сказать,— заговорил немного спустя,— технику им даем новейшую, а не списанную, как это кое-где практикуется. В прошлом году в Тяжинском районе осталось работать около шестидесяти процентов выпускников местных школ. Но и на этом заботы руководителей не окончились. Подошло время юношам от-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2