Сибирские огни, 1978, № 9

124 ВИТАЛИИ ЗЕЛЕНСКИЙ Но, мне кажется, обществу гораздо выгод­ нее, если будущий специалист пройдет нижние ступеньки за время своей учебы, в институте. Из медицинского, к примеру, выходит, ну, не светило, а все же готовый врач, и люди доверяют ему свое здо­ ровье. Санитаром, медсестрой, ассистен­ том, там, или ординатором он уже пора­ ботал на стажировках, на занятиях в кли­ нике... А наши учхозы отстают от практи­ ки. Сельскохозяйственному институту нуж­ на такая учебная база, как тот же колхоз «Большевик» — современный агрогород с высокой культурой производства. А еще лучше взять целый район, чтобы было разнообразие экономических условий. — Шефская помощь, конечно...— заик­ нулся я. — Не шефство, а содр-ружество! — ре­ шительно поправил Григорий Василье­ вич.— Разве ученый или преподаватель, приезжая в район, только отдает и ничего не получает взамен? Можно и так, но тог­ да наука и преподавание скоро переста­ нут расти, служить прогрессу. Нет! Имен­ но содружество, взаимное обогащение! — В Акимо-Анненке будем останавли­ ваться, Григорий Васильевич? — прервал наш разговор водитель. — Давай заскочим на минутку в новый коровник. Успеем? Через свеженаметенные сугробы, след в след, пробрались к кирпичному под ши­ ферной крышей сооружению. Внутри бы­ ло пусто. Видно, рабочие ушли на обед. Окинув взглядом помещение, Сафронов удовлетворенно сказал: — Молодцы, металлурги! Двор на 550 голов построили за одно лето, сейчас за­ канчивают внутреннее оборудование. Все крепкое, надежное. Повезло «Искре» на шефов — Кузнецкий комбинат здесь" рабо­ тает. Новинки есть: дельтаскребковый транспортер для уборки навоза, мобиль­ ный раздатчик кормов. Коровы будут стоять без привязи. Между этим корпусом и старым будет вставка, а в ней — доиль­ ная установка «тандем» с автоматически­ ми счетчиками молока. Такая большая буква «Н» получится на тысячу с лишним голов — чем тебе не комплекс! На выходе подчеркнул снова: — Вот это действительно шефство в чи­ стом виде. Рабочему классу у нас поучить­ ся пока нечему. Они нас учат своим тру­ дом. Отношения между наукой и сельско­ хозяйственной практикой — другое дело. Это как между литературрй и жизнью, ес­ ли я правильно понимаю... Мне это сравнение показалось убеди­ тельным. Как-то уж так сложилось, что все поезд­ ки по Тяжинскому району у нас заканчи­ вались посещением Старого Урюпа, где расположилась центральная усадьба кол­ хоза имени Кутузова. И еще не было слу­ чая, чтобы председатель Алексей Павло­ вич Поморцев не «выдал» такого факта, который заставит тебя задуматься, натолк­ нет на важную проблему сельской жизни. Несколько лет назад в район впервые завезли партию импортных доильных ус­ тановок. Бывалые механики смотрели в чертежи и с монтажом не спешили. Уж больно хрупкими казались пластмассо-« вые детальки; да еще эти стеклянные тру­ бы... Правда, и преимущество: доильные стаканы легкие, корове вымя не оттяги­ вают. Первое сообщение о пуске новых уста­ новок пришло из Старого Урюпа. Сафро­ нов помчался туда. Все осмотрел, пощупал трубы, теплые от парного молока, пожелал взглянуть на мастеров-наладчиков. — Только вечером,— сказал Поморцев, скрывая улыбку.— Сейчас они заняты.— И, увидев высоко поднятые брови перво­ го секретаря, не выдержал: — Ребятишки- десятиклассники все .сделали, Григорий Васильевич! Механик только присматривал. — Хорошо! — Сафронов просиял.— Это просто здорово! Ты в редакцию сообщил? Немедленно звони! На этих наладках бу­ дущие кадры надо готовить. Ребятам же интересно сделать все своими руками. Поморцев умолчал лишь о том, что сре­ ди добровольцев-закоперщиков был его сын. Однако позже мы встретились с по­ добной бригадой в Ступишинском совхо­ зе, и там тоже главную роль сыграли сы­ новья специалистов. Вероятно, своих было легче уговорить, а может, наоборот, труд­ нее отбиться от их просьб. Ведь о новин­ ках они узнавали первыми. Как бы там ни было, Сафронов придал отдельным фактам значение общее. Со­ вершенно ясно, что ребятам старших клас­ сов сельской школы под силу работа со сложной техникой, они могут быстро овла­ деть любой сельской профессией и уже в школьные годы взять на себя заметную долю главных забот, которыми живут взрослые. Впрочем, насчет «любой» профессии стоит оговориться. Паренек, может, и при­ дет на ферму помочь отцу-скотнику, пора­ ботает ручными вилами, но изберет ли он этот труд на всю жизнь — большой во­ прос. Как ни пеняй ему, работенка-то не из интересных, образования не требует. А на дворе научно-техническая революция. Размышляя обо всем этом, Сафронов делал трезвые выводы и по своей склон­ ности к четким, лаконичным формулиров­ кам однажды на собрании районного парт­ актива сказал — как записал: — Только современная техника и про­ грессивная технология увлечет сельскую молодежь! С тех пор он еще пристальнее стал при­ сматриваться к опыту содружества школы и колхоза «Восход» в Преображенке. И сейчас говорит: — Даже самая современная метода подготовки специалистов в институте мо­ жет дать осечку, если туда поступит чело­ век, либо не имеющий понятия о своей будущей профессии, либо равнодушный к ней. Это давно известно. И давно уже мы занимаемся предварительным отбо­ ром. Способные специалисты, выдвижен­ цы, о которых я рассказывал,— они же наши, деревенские, отсюда поступали в институт по направлениям колхозов и сов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2