Сибирские огни, 1978, № 9
ПОРАНЬШЕ ВЫЙТИ В ПУТЬ циалистом, организатором, ученым. В сво их родных местах на Рязанщине окончил Сафронов сельскохозяйственный техни кум ,а уже в двадцать три года, пройдя на чальную школу, участкового агронома, стал директором крупной МТС в Сибири, куда приехал по распределению. Потом работа в райкоме партии, в аппарате обкома... В шестьдесят втором он приехал в Тя- жин начальником райсельхозуправления. Район большой и трудный. Как ни густо заселен Кузбасс, а здесь на всем стокило- метровом пути от райцентра до Старого Урюпа встретишь всего четыре населенных пункта. Земли много, планы по зерну, по молоку и мясу напряженные. А людей, как и всюду по селам Сибири, не хватает. Особенно не хватает именно в Кемеров ской области, где более четырех пятых населения проживает в городах и рабочих поселках. Когда Сафронова избрали первым сек ретарем райкома, он посмотрел на про блему заготовок Сельхозпродуктов имэнно с этой, «кадровой» точки зрения. Расчеты показывали, что для выполнения пятилет ки надо ежегодно направлять на фермы триста-четыреста новых доярок и скотни ков. А население тает... Надо было научиться производить зер но, молоко и мясо малым числом людей. Надо было, чтобы это число не убывало. Так он вышел на свою магистральную тему и в науке и в жизни. Вышел вовремя, можно даже сказать, спозаранку. В лап тях вышел и не налегке, а взявшись полу детскими еще руками за чапиги конного плуга. Да, в лаптях и за конным плугом, в ко торый пришлось впрягать корову, потому что шла война. Институт, аспирантура, научные публикации и ученая степень — все это будет потом, Сначала практика, потом теория, потом снова практика. Сам собой напрашивается вывод, что вот так бы оно и лучше для дела... Но не забудем — то была война, были послевоенные трудности, вообще обстоя тельства чрезвычайные. Судьба поколения. Нынче, как всякому ясно, перед мЬло- дежью дорога и шире и прямее. Учеба, учеба, учеба... Школьник, потом студент, молодой наш человек долго, слишком долго не знает настоящего труда, далек от будничных забот, от практики. Об этом уже немало написано и сказа но, да и с Сафроновым мы не раз обсуж дали сложную проблему — здесь, в глу бинном сельском районе, при острой не хватке крепких и грамотных работников, она его просто допекает. И о чем бы ни зашел разговор, в конце концов он при дет к тому же. Вот и сейчас от мыслей о связи науки с практикой сельского хозяйства как-то естественно вернулись к тому, с чего на чали еще в Преображенке. — Еще год, пожалуй, уйдет на освое ние Георгиевского комплекса,— прикиды вал Сафронов.— А до конца пятилетки на до завершить реконструкцию. Будет он у нас таким, как наши лучшие фермы. Ди 123 ректор совхоза там молодой, энергичный, в нем мы не ошиблись... Я вспомнил прежнего директора Ломо ва. Крепкий был руководитель, умный и дальновидный. Человек он был четкий: мы опоздали на беседу с ним на пятнадцать минут, и он вычел их из отведенного на это получаса, сел в машину и уехал по своим делам. А нам пришлось добирать нужную информацию окольными путями, тратить вместо минут часы. — Уходят постепенно старики... И Ло мов ушел, пенсию ему хорошую назначи ли... Стали мы смотреть, кого запрячь. Труд-то немалый! — Сафронов оживился.— И вот остановились на таком варианте: Солодилова директором, Розинкина — по мните, в райкоме комсомола работал? — секретарем парткома. Оба недавно из ин ститута, друзья, одногодки... Вспомнили других знакомых мне руко водителей. В «Искре» старый директор не потянул воз на крутом подъеме, назад стал съезжать — освободили его. И опять: кем - заменить? Райком рекомендовал мо лодого коммуниста Воронько — после ин ститута немного поработал агрономом на отделении, все же какой-то опыт есть. Бывший директор Тяжинского совхоза Ми- рончак теперь ’начальник райсельхозуп равления. Мужик тоже . еще молодой, но уже битый. Это он начинал в Листвянке, с благословения Сафронова, ту самую «революцию»... — Так вот, об освоении современных комплексов,— вернулся после короткого молчания к той же теме Григорий Ва сильевич.— По-доброму — всю эту новую технику и технологию надо отдать в руки молодежи. Мы это и делаем. Но, признать ся, не раз задумаешься, прежде чем ре комендовать, особенно на руководящие посты. Поздно ребята начинают трудовую жизнь, от этого их социальное граждан ское созревание замедляется. Допустим, он как специалист еще тоже зеленый, но это бы полбеды. Набьет себе шишек — научится. Другое дело вручить вчерашне му студенту судьбы людей, их благополу чие... Да мы об этом уже говорили. Да, тот разговор не забылся. Как-то Григорий Васильевич поиезжал в Новоси бирск на курсы переподготовки при Выс шей партийной школе. Секретари сельских райкомов, журналисты, живя в одной го стинице, частенько откровенно обсуждали общие для всех проблемы, случалось, жарко спорили. Мы тогда встречались с Сафроновым в редакции «Сибирских ог ней», он мне об этих спорах и рассказал. Кто-то из секретарей поднял такой во прос: почему новоиспеченный зоотехник, агроном ли, инженер, получив диплом, по рой оказывается беспомощным в условиях реального хозяйствования, не может сра зу стать авторитетным руководителем в своей отрасли? И как избыть эту беду мо лодых специалистов? — Максималисты предлагают всех вы пускников направлять на рядовые работы. Пускай, мол, ученый зоотехник как сле дует понюхает навозу, а там будет видно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2