Сибирские огни, 1978, № 9

ПОРАНЬШЕ ВЫЙТИ В ПУТЬ циалистом, организатором, ученым. В сво­ их родных местах на Рязанщине окончил Сафронов сельскохозяйственный техни­ кум ,а уже в двадцать три года, пройдя на­ чальную школу, участкового агронома, стал директором крупной МТС в Сибири, куда приехал по распределению. Потом работа в райкоме партии, в аппарате обкома... В шестьдесят втором он приехал в Тя- жин начальником райсельхозуправления. Район большой и трудный. Как ни густо заселен Кузбасс, а здесь на всем стокило- метровом пути от райцентра до Старого Урюпа встретишь всего четыре населенных пункта. Земли много, планы по зерну, по молоку и мясу напряженные. А людей, как и всюду по селам Сибири, не хватает. Особенно не хватает именно в Кемеров­ ской области, где более четырех пятых населения проживает в городах и рабочих поселках. Когда Сафронова избрали первым сек­ ретарем райкома, он посмотрел на про­ блему заготовок Сельхозпродуктов имэнно с этой, «кадровой» точки зрения. Расчеты показывали, что для выполнения пятилет­ ки надо ежегодно направлять на фермы триста-четыреста новых доярок и скотни­ ков. А население тает... Надо было научиться производить зер­ но, молоко и мясо малым числом людей. Надо было, чтобы это число не убывало. Так он вышел на свою магистральную тему и в науке и в жизни. Вышел вовремя, можно даже сказать, спозаранку. В лап­ тях вышел и не налегке, а взявшись полу­ детскими еще руками за чапиги конного плуга. Да, в лаптях и за конным плугом, в ко­ торый пришлось впрягать корову, потому что шла война. Институт, аспирантура, научные публикации и ученая степень — все это будет потом, Сначала практика, потом теория, потом снова практика. Сам собой напрашивается вывод, что вот так бы оно и лучше для дела... Но не забудем — то была война, были послевоенные трудности, вообще обстоя­ тельства чрезвычайные. Судьба поколения. Нынче, как всякому ясно, перед мЬло- дежью дорога и шире и прямее. Учеба, учеба, учеба... Школьник, потом студент, молодой наш человек долго, слишком долго не знает настоящего труда, далек от будничных забот, от практики. Об этом уже немало написано и сказа­ но, да и с Сафроновым мы не раз обсуж­ дали сложную проблему — здесь, в глу­ бинном сельском районе, при острой не­ хватке крепких и грамотных работников, она его просто допекает. И о чем бы ни зашел разговор, в конце концов он при­ дет к тому же. Вот и сейчас от мыслей о связи науки с практикой сельского хозяйства как-то естественно вернулись к тому, с чего на­ чали еще в Преображенке. — Еще год, пожалуй, уйдет на освое­ ние Георгиевского комплекса,— прикиды­ вал Сафронов.— А до конца пятилетки на­ до завершить реконструкцию. Будет он у нас таким, как наши лучшие фермы. Ди­ 123 ректор совхоза там молодой, энергичный, в нем мы не ошиблись... Я вспомнил прежнего директора Ломо­ ва. Крепкий был руководитель, умный и дальновидный. Человек он был четкий: мы опоздали на беседу с ним на пятнадцать минут, и он вычел их из отведенного на это получаса, сел в машину и уехал по своим делам. А нам пришлось добирать нужную информацию окольными путями, тратить вместо минут часы. — Уходят постепенно старики... И Ло­ мов ушел, пенсию ему хорошую назначи­ ли... Стали мы смотреть, кого запрячь. Труд-то немалый! — Сафронов оживился.— И вот остановились на таком варианте: Солодилова директором, Розинкина — по­ мните, в райкоме комсомола работал? — секретарем парткома. Оба недавно из ин­ ститута, друзья, одногодки... Вспомнили других знакомых мне руко­ водителей. В «Искре» старый директор не потянул воз на крутом подъеме, назад стал съезжать — освободили его. И опять: кем - заменить? Райком рекомендовал мо­ лодого коммуниста Воронько — после ин­ ститута немного поработал агрономом на отделении, все же какой-то опыт есть. Бывший директор Тяжинского совхоза Ми- рончак теперь ’начальник райсельхозуп­ равления. Мужик тоже . еще молодой, но уже битый. Это он начинал в Листвянке, с благословения Сафронова, ту самую «революцию»... — Так вот, об освоении современных комплексов,— вернулся после короткого молчания к той же теме Григорий Ва­ сильевич.— По-доброму — всю эту новую технику и технологию надо отдать в руки молодежи. Мы это и делаем. Но, признать­ ся, не раз задумаешься, прежде чем ре­ комендовать, особенно на руководящие посты. Поздно ребята начинают трудовую жизнь, от этого их социальное граждан­ ское созревание замедляется. Допустим, он как специалист еще тоже зеленый, но это бы полбеды. Набьет себе шишек — научится. Другое дело вручить вчерашне­ му студенту судьбы людей, их благополу­ чие... Да мы об этом уже говорили. Да, тот разговор не забылся. Как-то Григорий Васильевич поиезжал в Новоси­ бирск на курсы переподготовки при Выс­ шей партийной школе. Секретари сельских райкомов, журналисты, живя в одной го­ стинице, частенько откровенно обсуждали общие для всех проблемы, случалось, жарко спорили. Мы тогда встречались с Сафроновым в редакции «Сибирских ог­ ней», он мне об этих спорах и рассказал. Кто-то из секретарей поднял такой во­ прос: почему новоиспеченный зоотехник, агроном ли, инженер, получив диплом, по­ рой оказывается беспомощным в условиях реального хозяйствования, не может сра­ зу стать авторитетным руководителем в своей отрасли? И как избыть эту беду мо­ лодых специалистов? — Максималисты предлагают всех вы­ пускников направлять на рядовые работы. Пускай, мол, ученый зоотехник как сле­ дует понюхает навозу, а там будет видно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2