Сибирские огни, 1978, № 8

188 ИВАН ПЕТРОВ и не употребили всех возможных мер для распространения их; он их потребует к веч­ ному осуждению, а защитников этого зако­ на он не оставит без наград». Бондарев надеялся, что даже если и не призовет его господь-бог раньше других, он все равно, когда начнется судный день, будет иметь большое преимущество перед всеми остальными, потому что, пока те, представ перед ликом всевышнего, только- только еще станут собираться с мыслями, он, Бондарев, уже полностью будет готов для разговора с богом. Обвинительное за­ ключение у него — вот оно, в руках, давно заготовлено. В нем все сформулировано — читай, господь, готовые бумаги, делай свои божеские выводы, воздай всем по заслу­ гам их — покарай сурово злых отступни­ ков, возвеличь перед лицом мира вселен­ скую мудрость Тимофея-Давида Бондарева. Пришел он к этому не сразу. Он очень долго и мучительно думал прежде, как все­ го надежнее сохранить свои рукописи до судного дня. Вначале Бондарев решил по­ ложить их в стол на могиле. Однако остав­ ленные без присмотра бумаги, он знал, долго не пролежат. Недружелюбие одно­ сельчан было известно ему хорошо. И потому он в конце концов решился выбить свое обращение к потомкам на кам­ не и, несмотря на большие трудности, по­ степенно осуществил свой замысел. С по­ мощью молотка и зубила буква за буквой он испещрил словами своего обращения три больших камня. Но, закончив этот ти­ танический труд, иудинский старец вдруг ужаснулся мысли, что ведь и камень уяз­ вим: его можно разбить на мелкие кусоч­ ки. И в этом случае уже вообще ничего не осталось бы от его учения. Й тогда он решил перехитрить ^ с е х , и повелел своему сыну Даниилу положить об­ личительные бумаги свои в гроб. «Так бу­ дет всего надежнее»,— думал старик. Но вот, оказывается, нашлись люди, ко­ торые темной ночью, раскопав могилу, буквально из рук покойника вырвали труд всей его жизни, разрушили его сокровен­ ную надежду на скорую встречу с госпо- дом-богом. Кто это сделал? Естественно, что никто из друзей Бонда­ рева, как бы ни относившихся к содержа­ нию его рукописей, не мог согласиться с мыслью, что необыкновенные бумаги эти превратятся в сырой земле в прах вместе 'с покойником. Но могилу, по всей видимо­ сти, раскапывали все-таки не друзья. По­ тому что тогда мы знали бы, где находят­ ся эти рукописи. Не для того же они стали бы вскрывать гроб, чтобы порвать их и вы­ бросить. Нет, то, конечно же, были не друзья. Но кто? Власти? Вполне возможно. Получив донесение, что в могилу были положены какие-то обличительные бумаги, они могли дать распоряжение вскрыть гроб и доста­ вить их для ознакомления. Но тогда руко­ писи должны были бы находиться в архи­ вах, скажем, того же жандармского управ­ ления. Однако они до сих пор нигде не обнаружены. Подозрение на грабителей должно от­ пасть само собой по той простой причине, что старик был беден, и никаких драгоцен­ ностей с ним в гробу не было. Остается еще одно предположение. Не имел ли отношения к этому делу Геннадий Васильевич Юдин — красноярский купец и золотопромышленник — страстный собира­ тель печатных и рукописных раритетов. Чи­ тателям, очевидно, знакомо это имя. Обла­ дая необходимыми средствами, Г. В. Юдин скупал редкие издания и рукописи. Чело­ веком он был цепким, за ценой не стоял, и потому с годами ему удалось создать уникальное собрание книг и рукописей, из­ вестное далеко за пределами России. Узнав о том, что после смерти Т. М. Бон­ дарева остались любопытные рукописи, пе­ реданные друзьями деревенского м удре­ ца на хранение в Минусинский мартьянов- ский музей, Г. В. Юдин пытается выкупить их. Получив категорический отказ, он про­ сит прислать ему бумаги хотя бы на время для ознакомления. Ему их прислали. Однако время шло, а Г. В. Юдин не торо­ пился с отдачей. Ему не раз вежливо напо­ минали. Он молчал. Ему напоминали сно­ ва. Результат был тот же. Появились опасе­ ния, что Г. В. Юдин вообще не собирается их возвращать. По всей вероятности, так оно и случилось бы, не завладей он неожи­ данно точно такими же рукописями, зага­ дочным образом исчезнувшими из гроба Бондарева. Это могла быть его инициатива, его под­ сказка. А мог сделать кто-то другой само­ стоятельно, будучи совершенно уверенным, что Г. В. Юдин не откажется купить столь необычные бумаги. И если это так, то надо полагать, что много повидавшие рукописи эти уплыли в 1906 году за океан вместе со знаменитой библиотекой, проданной аме­ риканцам ‘. Разумеется, все это лишь догадки, пред­ положения. Но они не выходят за рамки ло­ гически допустимого. Автор этих строк в ноябре 1976 года сде­ лал запрос Библиотеке Конгресса Соеди­ ненных Штатов относительно рукописного собрания фонда Юдина, в частности, бумаг, принадлежащих перу Т. М. Бондарева. От­ вет из Вашингтона за подписью служащего Библиотеки Конгресса Роберта Аллена от 2 декабря был довольно уклончивым. В нем сообщалось, что рукописный фонд юдин- ского собрания главным образом составля­ ют материалы об освоении Сибири и Аля­ ски, об основании Российско-Американской 1 I . И. В л а д и м и р о в в упомянутой книге своей считает, что рукопись Т. М. Бондарева «Торжество земледельца...» не была продана в Америку на том основании, что была обнаружена им в Красноярском архиве. Но автор ведет речь лишь об од­ ной работе Бондарева, которая не раз пуб­ ликовалась и, следовательно, уже не пред­ ставляла особого интереса как для Г. Б. Юди­ на, так и для прочих. А где же другие ру­ кописи, которые никогда не публиковались? Ведь их было по меньшей мере семь. Часть из них — из тех, что лежали на могиле в столе,—хранится в Минусинском музее. А где рукописи, которые были положены в гроб? На этот вопрос у Е. И. Владимирова ответа нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2