Сибирские огни, 1978, № 8
188 ИВАН ПЕТРОВ и не употребили всех возможных мер для распространения их; он их потребует к веч ному осуждению, а защитников этого зако на он не оставит без наград». Бондарев надеялся, что даже если и не призовет его господь-бог раньше других, он все равно, когда начнется судный день, будет иметь большое преимущество перед всеми остальными, потому что, пока те, представ перед ликом всевышнего, только- только еще станут собираться с мыслями, он, Бондарев, уже полностью будет готов для разговора с богом. Обвинительное за ключение у него — вот оно, в руках, давно заготовлено. В нем все сформулировано — читай, господь, готовые бумаги, делай свои божеские выводы, воздай всем по заслу гам их — покарай сурово злых отступни ков, возвеличь перед лицом мира вселен скую мудрость Тимофея-Давида Бондарева. Пришел он к этому не сразу. Он очень долго и мучительно думал прежде, как все го надежнее сохранить свои рукописи до судного дня. Вначале Бондарев решил по ложить их в стол на могиле. Однако остав ленные без присмотра бумаги, он знал, долго не пролежат. Недружелюбие одно сельчан было известно ему хорошо. И потому он в конце концов решился выбить свое обращение к потомкам на кам не и, несмотря на большие трудности, по степенно осуществил свой замысел. С по мощью молотка и зубила буква за буквой он испещрил словами своего обращения три больших камня. Но, закончив этот ти танический труд, иудинский старец вдруг ужаснулся мысли, что ведь и камень уяз вим: его можно разбить на мелкие кусоч ки. И в этом случае уже вообще ничего не осталось бы от его учения. Й тогда он решил перехитрить ^ с е х , и повелел своему сыну Даниилу положить об личительные бумаги свои в гроб. «Так бу дет всего надежнее»,— думал старик. Но вот, оказывается, нашлись люди, ко торые темной ночью, раскопав могилу, буквально из рук покойника вырвали труд всей его жизни, разрушили его сокровен ную надежду на скорую встречу с госпо- дом-богом. Кто это сделал? Естественно, что никто из друзей Бонда рева, как бы ни относившихся к содержа нию его рукописей, не мог согласиться с мыслью, что необыкновенные бумаги эти превратятся в сырой земле в прах вместе 'с покойником. Но могилу, по всей видимо сти, раскапывали все-таки не друзья. По тому что тогда мы знали бы, где находят ся эти рукописи. Не для того же они стали бы вскрывать гроб, чтобы порвать их и вы бросить. Нет, то, конечно же, были не друзья. Но кто? Власти? Вполне возможно. Получив донесение, что в могилу были положены какие-то обличительные бумаги, они могли дать распоряжение вскрыть гроб и доста вить их для ознакомления. Но тогда руко писи должны были бы находиться в архи вах, скажем, того же жандармского управ ления. Однако они до сих пор нигде не обнаружены. Подозрение на грабителей должно от пасть само собой по той простой причине, что старик был беден, и никаких драгоцен ностей с ним в гробу не было. Остается еще одно предположение. Не имел ли отношения к этому делу Геннадий Васильевич Юдин — красноярский купец и золотопромышленник — страстный собира тель печатных и рукописных раритетов. Чи тателям, очевидно, знакомо это имя. Обла дая необходимыми средствами, Г. В. Юдин скупал редкие издания и рукописи. Чело веком он был цепким, за ценой не стоял, и потому с годами ему удалось создать уникальное собрание книг и рукописей, из вестное далеко за пределами России. Узнав о том, что после смерти Т. М. Бон дарева остались любопытные рукописи, пе реданные друзьями деревенского м удре ца на хранение в Минусинский мартьянов- ский музей, Г. В. Юдин пытается выкупить их. Получив категорический отказ, он про сит прислать ему бумаги хотя бы на время для ознакомления. Ему их прислали. Однако время шло, а Г. В. Юдин не торо пился с отдачей. Ему не раз вежливо напо минали. Он молчал. Ему напоминали сно ва. Результат был тот же. Появились опасе ния, что Г. В. Юдин вообще не собирается их возвращать. По всей вероятности, так оно и случилось бы, не завладей он неожи данно точно такими же рукописями, зага дочным образом исчезнувшими из гроба Бондарева. Это могла быть его инициатива, его под сказка. А мог сделать кто-то другой само стоятельно, будучи совершенно уверенным, что Г. В. Юдин не откажется купить столь необычные бумаги. И если это так, то надо полагать, что много повидавшие рукописи эти уплыли в 1906 году за океан вместе со знаменитой библиотекой, проданной аме риканцам ‘. Разумеется, все это лишь догадки, пред положения. Но они не выходят за рамки ло гически допустимого. Автор этих строк в ноябре 1976 года сде лал запрос Библиотеке Конгресса Соеди ненных Штатов относительно рукописного собрания фонда Юдина, в частности, бумаг, принадлежащих перу Т. М. Бондарева. От вет из Вашингтона за подписью служащего Библиотеки Конгресса Роберта Аллена от 2 декабря был довольно уклончивым. В нем сообщалось, что рукописный фонд юдин- ского собрания главным образом составля ют материалы об освоении Сибири и Аля ски, об основании Российско-Американской 1 I . И. В л а д и м и р о в в упомянутой книге своей считает, что рукопись Т. М. Бондарева «Торжество земледельца...» не была продана в Америку на том основании, что была обнаружена им в Красноярском архиве. Но автор ведет речь лишь об од ной работе Бондарева, которая не раз пуб ликовалась и, следовательно, уже не пред ставляла особого интереса как для Г. Б. Юди на, так и для прочих. А где же другие ру кописи, которые никогда не публиковались? Ведь их было по меньшей мере семь. Часть из них — из тех, что лежали на могиле в столе,—хранится в Минусинском музее. А где рукописи, которые были положены в гроб? На этот вопрос у Е. И. Владимирова ответа нет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2