Сибирские огни, 1978, № 8
СИБИРСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ л. и. толстого 187 совсем не понимал. Но Бондарев еще не теряет надежды и хочет добиться своей цели с помощью влиятельных в обществе людей — Успенского, Толстого, Златоврат- ского и других. Он пытается их авторите том воздействовать на царя и министра внутренних дел. И когда понял, что даже они, даже Лев Толстой не в состоянии за ставить правительство принять его учение, Бондарев впадает в глубокое отчаяние. Трагедия Бондарева состояла не в том, что его учение было не понято современ никами — представителями как высшего, так и низшего классов, а в том, что он сам не понйл, что надо было предпринимать, чтобы «перевернуть карету», к кому надо было обращаться с активной проповедью, кого надо было поднимать, на кого опи раться. Вина-то была его, а он винил других. От сюда отчаяние, гордыня, отчуждение, раз говор через головы современников с людь ми, которые будут жить через двести лет. Толстой тоже многого не понимал в этом смысле и проповедовал самоусовершенст вование и непротивление злу насилием. Но он имел при этом массу последователей во всех сферах общества, что его необы чайно вдохновляло и создавало уверен ность в правоте своего дела. У Бондарева же последователей не было, его програм мы никто всерьез принимать не хотел. Он нравился лишь народникам, и то поначалу. Беда его состояла в непонимании того пе чального факта, что он просил перевернуть карету тех, кому это было невыгодно, кого вполне устраивало существующее положе ние кареты. Таким образом, учение Бондарева, по лыхнув на далеком сибирском горизонте в виде блеклой и слабой зарницы, не поро дило и не могло породить никакого, даже малейшего грома, оно было неспособно ни озарить, ни разрядить хотя бы немного душной атмосферы 80-х годов. Ну, а что же сталось с другими рукопи сями Бондарева, оставшимися после его смерти, которая наступила 3 ноября 1898 года вследствие угара? Их судьба не менее печальна. Уже через четыре года после похорон старца некий Горощенко (кажется, археолог) свидетельствовал, что в 1902 го ду ему довелось проезжать мимо деревни Иудиной по дороге около кладбища и «посетить могилу Бондарева, обнесенную ш ирокою оградою с тремя большими над гробными плитами, на которых мелкими буквами было написано (выбито) последнее слово многострадального старца... Состоя ние могилы, с такой заботливостью приго товленной Бондаревым: одна или две плиты были разбиты на несколько кусков; надписи на них кое-где замазаны грязью, небольшой деревянный стол с выдвижным ящиком, в котором находились рукописи Бондарева, лежал в стороне без ножки, ящика и рукописей. Все это, по словам од ного крестьянина, сделали недоброжелате ли Бондарева» '. 1 К. С. Ш о х о р-Т р о й ц к и й. Сютаев и Бондарев. Спб, 1913, стр. 21. Постепенно, рассказывают старожилы, была разрушена и ограда, выворочены ли ственничные столбы ворот. Вполне возмож но, что все это было сделано по наущению местных властей, либо с молчаливого со гласия их. Разбитые камни памятника были кем-то растащены по всему кладбищу. Ру кописи же, положенные по указанию само го Бондарева в стол на могиле, были сразу же после похорон изъяты друзьями старца и переданы на хранение М инусинскому му зею. Постепенно о Бондареве в Иудиной ста ли забывать. Старуха его также умерла, а сын Даниил позднее был раскулачен и сос лан в Нарымский край. Так что в деревне из Бондаревых не осталось никого. О деревенском философе вспомнили в конце тридцатых годов, в связи с выходом книжки красноярского краеведа Е. И. Вла димирова «Тимофей Михайлович Бондарев и Лев Николаевич Толстой». Вспомнили тогда и о рукописях, положенных, по прось бе покойного старца, в собственные его р у ки в гроб. Тут же возникли предположе ния: а не было ли там каких других бумаг и сочинений старика? Явилась идея прове рить все на месте. В 1939 году было получено разрешение на вскрытие могилы и создана специальная комиссия во главе с археографом Мину синского музея Варварой Левашовой. В ка честве члена комиссии в ее работе прини мал участие поэт Ивач Ерошин- Результаты эксгумации оказались более чем сенсационными: никаких рукописей в гроб у уже не было. Зато комиссия на дне могилы обнаружила обломки тех самых надмогильных камней, на которых старик выбивал свое завещание потомству. Стало ясно: могила кем-то вскрывалась раньше. * Без ответа Невольно возникает вопрос: кто вскры вал могилу в тот первый раз? Родственни ки, недруги, злоумышленники, власти? Од но можно сказать вполне'определенно: мо гила вскрывалась тайно. Если бы вскрытие производилось законно, днем, люди пом нили бы. Не такое это, по тем временам, было обыденное дело, чтобы оно ни у кого не вызвало интереса, более того, не яви лось бы событием для села. Это, конечно же, всем и надолго запомнилось бы. Далее. Что искали? Скорее всего, именно рукописи, которые иудинский старец велел положить в гроб. Да не просто в гроб, а вложить в его собственные руки, сложен ные на груди. Так уж он задумал заранее. Вот он, покойник, лен*ит мирно в гробу, а в руках своих держит свернутые в трубки обличительные бумаги. «А бог и в землю видящий, как и на поверхности, узнает, с какой целью держ у я эти бумаги,— потому он не оставит их без разбирательства,— пи сал в глубокой надежде Т. М. Бондарев пе ред смертью.— Вот тогда-то он скоро по требует к себе на суд всех противников, которые их прочитывали или прослушивали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2