Сибирские огни, 1978, № 8
186 ИВАН ПЕТРОВ А когда не будет насилия, тогда нельзя будет никому уклоняться от закона хлеб ного труда, потому что кто не захочет ра ботать, тот будет побираться или помрет с голоду. Первый закон: в поте лица снеси хлеб твой; но чтобы закон этот не нару шался, нужно чтобы соблюдался и другой закон: не противься злому...» *. Как видно из письма, точки расхождения между Толстым и Бондаревым обознача лись уже с самого начала. «Я в этой рукопи си со всем согласен... но только я смот рю на это с другой стороны»,— замечает Толстой, как бы заранее исключая тем са мым всякие домыслы об ученичестве и за имствовании им основных идей у Бонда рева. О многом говорит также и отличие тол стовского толкования закона о хлебном труде. Выше указывалось уже на то, что Толстой понимал первородный закон рас ширительно: не только как сугубо хлебный, а прежде всего как обязанность трудиться физически, участвовать в тех трудах, пло дами которых человек пользуется. Здесь же он дополняет свое понимание этого воп роса указанием на недостаточность соблю дения его одного, ибо общественное зло, по Толстому, имеет не одну причину, а две: «одна, что скрыт первородный закон (в по те лица снеси хлеб твой), а другая, что скрыт другой закон: вам сказано — око за око и зуб за зуб, а я говорю — не про тивься злу». Таким образом, заключает автор, чтобы не нарушался первый закон, обязательно нужно, чтобы соблюдался д ругой: не пр о тивься' злому. На первый взгляд, может показаться не столь уж существенным это дополнение Л. Н. Толстого, на самом же деле оно име ло важнейший смысл, сводящий на нет уси лия Бондарева заставить царя и его прави тельство принять к исполнению закон о хлебном труде, то есть внедрить его на сильно. Именно ту знаменитую свою непротивлен ческую идею в ряде писем он и пытается разъяснить иудинскому старцу. Приведенных примеров, думаем, доста точно, чтобы окончательно убедиться в том, что Л. Н. Толстой в этой переписке выступал отнюдь не в качестве ученика и последователя, а в роли утешителя и ис креннего друга иудинского старца, мятуще гося в сибирской глуши, пытавшегося соб ственным лбом пробить глухую стену непо нимания. Толстой оставался верен этой заочной друж бе до конца. Получив известие о смер ти иудинского старца, он написал письмо его сыну Даниилу, в котором расспрашивал о последних днях своего друга, интересо вался, как он был похоронен, и т. д. Тол стой не забывает не только самого Бонда рева, но и его сочинение. И позже, при первой же возможности, печатает «Торжество земледельца, или Тру 1 Л . Н, Т о л с т о й , С обр. со ч . в 20 то м ах . М., и зд . « Х у д о ж ест в ен н ая л и т е р а т у р а » , 1965, т. 17, стр . 5 9 7—598. долюбие и тунеядство», наконец, в России, в 1906 году в издательстве «Посредник». Трагедия Тимофея Бондарева Разногласий между Л. Н. Толстым и Т. М. Бондаревым было немало. Но, бесспорно, самым существенным из них необходимо назвать расхождение по главнейшему воп росу: что же конкретно делать, чтобы об легчить жизнь народа? И хотя оба они — и Толстой и Бондарев — одинаково были да леки от мысли о революционном переуст ройстве общества, тем не менее их точки зрения во многом не только не совпадали, а даже были взаимоисключающими. Причиною тому чаще всего оказывалась политическая наивность Т. М. Бондарева. «Вот уже двадцать годов ходатайствую пе ред главным правительством, и что же? Как в мертвые руки попадаю, как в слепые очи показываю, и как в глухие уши говорю — ответу нету»,— горько жаловался иудинский старец. Он никак не мог понять, почему ему «ответу нету», и с упорством фанатика продолжал надеяться и верить в д об рого царя. Это ведь совсем не случайно, что Т. М. Бондарев нигде не допускает выпадов против царя-батюшки. Более того, он даже защищает его. Бондарев искренне верил, что если царь или министр внутренних дел поймут его учение и дадут соответствующ ую команду, то все «не более, как через четыре года, без понесения трудов и без напряжения сил» станут счастливы и «заживут фертом припеваючи». Он долго готовил себя для разговора с царем и терпеливо в течение многих лет со дня на день ждал вызова во дворец. Толстой и Бондарев сходились лишь на религиозно-нравственной основе. В вопро сах же политики, в определении задачи, что надо делать сейчас, чтобы изменить су ществующее положение, они стояли на со вершенно разных позициях. Для Толстого это означало продолжать обличение, пока зло не будет исправлено. Год, два, столе тие — это уже не столь важно. Важно не оставлять своего дела. «Деревья ведь то же долго растут». Для Бондарева же — немедленно отменить по царскому или ми нистерскому приказу существующий по рядок (он мужик, он признает право и си лу старшего во всем. Как в доме, так и в государстве должен быть твердый порядок, зависящий от старших). Слабость общественной и философской позиции Бондарева обнаруживалась уже с самых первых строк его главного сочине ния, в которых он обращался «ко всем сколько вас есть на свете не работающих хлеб для себя». Автор адресовался не к тем, кто работает, а к тем, кто чужие тру ды пожирает. Обращался не с призывом к протесту, а с попыткой усовестить белору чек. По свидетельству самого Бондарева, та ких попыток было двадцать две. И чем больше он убеждался в глухоте «высшего класса» к его учению, тем больше его охва тывало уныние. Ведь низший-то класс его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2