Сибирские огни, 1978, № 8
СИБИРСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ Л. Н. ТОЛСТОГО 185 размашистую надпись, сделанную, видимо, на обертке пакета: «Въ Минусинскъ Николаю Михайловичу Мартьяно ву При этомъ одинь руб. денег два письма Тол стому, и на высочайшее и мя прошение». Очевидно, боясь, что от него самого поч та вновь не станет принимать пакета, он по просил отослать его всеми уважаемого в городе Н. М. Мартьянова. Это была последняя попытка, последний всплеск угасающих бондаревских надежд. Обратимся теперь к многолетнему заоч ному диалогу Толстого и Бондарева. Переписка Она продолжалась тринадцать лет. Наи большее оживление ее наблюдалось в пер вые годы их знакомства. Затем наступает длительный перерыв, причиною которого явились обиды Бондарева. Дело в том, что он ждал от Толстого не просто ответов на свои письма, а и конкретной помощи, в ча стности воздействия на министра внутрен них дел и самого царя. Он хотел, чтобы Толстой помог ему убедить «главнейшее правительство» в том, что предлагаемое им «врачество» для исправления социального неравенства действительно является и ве ликим, и преполезным. И потому в своих письмах он то и дело просит Толстого на ведаться к министру по его, Бондарева, делу. Но в ответных посланиях из Ясной Поля ны он не находит столь желанных для него успокоительных сообщений. «Через министра внутренних дел и даже через царя ничего сделать нельзя, да и не следует,— разъясняет Л. Н. Толстой Бонда реву уже в самом первом своем письме.— Правительство силою заставляет людей де лать то, что оно считает нужным; а перво родный закон божий люди должны испол нять не по принуждению, а по своей воле. Нужно обличать людей и призывать их к покаянию, как делал Христос, и тогда они сами придут к истине. Дело это делается не скоро — веками, но не скоро и деревья растут, а мы сажаем же их и бережем, не мы, так другие дождутся плода» '. Давно утвердилось представление о том, что якобы уже сам факт переписки, уже одно только то, что она имела место меж ду двумя этими людьми, есть, будто бы, прямое доказательство огромного влияния идей Бондарева на Толстого. Причем цитируются, как правило, лишь начала и концовки толстовских писем: «До рогой друг мой, Тимофей Михайлович». Или: «Любящий тебя брат Лев Толстой». Или: «Братски целую тебя. Лев Толстой». ' 1 Л. Н. Т о л с т о й . Собр. соч. в 20 то м ах . М., и зд. « Х у д о ж ест вен н ая л и т е р а т у р а » , 1965. т. 17, стр . 573. Но то, главное, что содержится в строчках, лежащих между началом и концом того или другого письма, обычно опускается, А именно там-то и содержится самое ин тересное и самое главное. Там идет боль шой и принципиальный спор, там сталкива ются два диаметрально противоположных мнения по вопросу о том, что надо делать людям, желающим общественного пере устройства. Внимательный анализ переписки убежда ет нас, что не Бондарев учил Толстого, а Толстой в течение многих лет терпеливо просвещал своего сибирского корреспон дента. Письма яснополянского старца — сплошные поучения, уговоры, увещевания и всевозможные разъяснения различных вопросов. Читатели не посетуют, если мы приведем здесь одно из писем великого писателя Бондареву почти полностью. Оно было вто рым в многолетней переписке двух стар цев и, быть может, наиболее выпукло пред ставляет характер их взаимоотношений. Вот текст его: «1886 г. марта 26. Прочел я и большую вашу рукопись и прибавление. И то и другое очень хорошо и вполне верно. Я буду стараться и сохра нить рукопись, и распространить ее в спи сках или в печати, сколько возможно. И по моему мнению, некоторые статьи из нее надо выпустить для того, чтобы не ослабить силу всего. Выпущенные статьи я поместил бы в примечаниях в конце, как вы об этом думаете? Насчет того, получил ли министр вашу рукопись, я не мог узнать, но и уз навать это бесполезно, потому что, по всем вероятиям, он ее даже и не читал, а бро сил куда-нибудь в канцелярии; а если бы и прочитал, то только бы посмеялся. Я ча сто читаю вашу рукопись моим знакомым, и редко кто соглашается, а большею ча стью встанут и уйдут. Когда ко мне соберутся скучные люди, я сейчас начинаю читать рукопись,— сейчас все разбегутся; но есть и такие, которые ра дуются, читая ее. Я в этой рукописи со всем согласен, и сам только об этом и пишу, но только я смотрю на это с другой стороны. Я спрашиваю себя: каким образом могли люди скрыть от себя и других первородный закон? Каким образом могли уволиться от исполнения его? И на это отвечаю: что. од ни люди взяли власть над другими (избра ние на царство Саула) и вооружили одних: людей, и подчинили их себе. Вот эти-то: люди, начальники, солдаты, и отступники первые от первородного закона. Они ста ли сплошь брать хлеб, а потом деньги, и им можно было не работать хлебный труд. А потом стали они своим близким разда вать хлеб и деньги. И так завелись бело« ручки. И потому я думаю, что две причи ны всего зла: одна, что скрыт первородный закон (в поте лица снеси хлеб твой), а другая, что скрыт другой закон: вам сказа н о — око за око и зуб за зуб, а я го в о р ю — : не противься злу. Этот закон относится ко всем людям, и никто, в какое бы звание ни был он облечен, не имеет права нарушать, его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2