Сибирские огни, 1978, № 8

184 ИВАН ПЕТРОВ ет свою рукопись в столицу, теперь уже на имя министра внутренних дел. И снова тер­ пеливо ждет. Однако и на этот раз ему ни­ кто не ответил. Все это его серьезно уди­ вило. Через год он пытается сделать за­ прос министру, но никакого ответа он не получил и на запрос. М еж ду тем о сочинении старца становит­ ся известно многим как в Иудиной, так и в Минусинске. Кто-то подал Бондареву совет послать свою рукопись в Минусинский му­ зей, где с нею смогут познакомиться све­ дущие в вопросах политики и религии по­ литические ссыльные. Возможно, они смо­ гут ему чем-либо помочь. Бондарев не преминул воспользоваться советом. Сняв копию с черновика и надпи­ сав на конверте: «В минусинскую город­ скую музею, в дом Белова, где собраны со всего света редкости», тотчас отправил. Организатор музея Н. М. Мартьянов на­ шел желающих снять с рукописи несколько копий для того, чтобы разослать их видным писателям для отзыва. Первые экземпляры были посланы Глебу Успенскому и Николаю Златовратскому. Как оказалось, посылали не зря. Успенский не замедлил отозваться о Бондареве в печати. В четвертой и пятой главах «Скучающей публики», напечатанной в журнале «Рус­ ская мысль» за 1884 год, он рассказал об основных мыслях Бондарева, содержащихся в его сочинении. Бондарев был чрезвычайно польщен, что его имя и его взгляды, хотя и в пересказе, наконец-то сделались известны широкому кругу читателей, были напечатаны в столь солидном журнале и столь известным писа­ телем. Однако радость его была сильней­ шим образом омрачена тем, что его, суб­ ботника, Глеб Успенский по ошибке назвал молоканом. Эта описка известного очерки­ ста послужила для Бондарева причиной глу­ бочайших переживаний. Мартьяновские переписчики, тем време­ нем, продолжали свою работу. Очередная копия ссыльным доктором В. С. Лебедевым была отослана в Ясную Поляну Льву Нико­ лаевичу Толстому. Реакция великого писателя на получение рукописи Бондарева нам известна. В об­ щих чертах об учении иудинского старца он знал еще из пересказа Успенского. Но ознакомление с подлинными страницами произвело на него значительно более силь­ ное впечатление. М еж ду Толстым и Бонда­ ревым завязалась переписка, сильно обна­ дежившая поначалу деревенского фило­ софа. Вдохновленный Успенским и Толстым Бондарев пишет одно за другим новые со­ чинения: «Се человек», «Первородное по­ каяние», «Гордиев узел», «О любви к ближ­ нему», «Спасение от тяжкой нищеты». И так­ же рассылает их. Затем он едет в Минусинск, фотографируется у лучше­ го тамошнего фотографа и рассылает карточки по тем же адресам, что и ру­ кописи, и вновь терпеливо ждет. Он не пе­ рестает верить, что, рано или поздно, его обязательно позовут-таки в столицу. Бело­ конский рассказывает, что, давая для озна­ комления свои рукописи, Бондарев обычно предупреждал: «Только долго не держите, а то, если правительство меня потребует, как я поеду без учения?». Но время шло, а все оставалось по-преж ­ нему. По-прежнему молчали царь и его министр внутренних дел. Даже Толстой пи­ сал, что напечатать его сочинение в Рос­ сии пока нельзя. Бондарев перестает удив­ ляться и постепенно начинает возмущаться. Теряя самообладание, он отправляет оче­ редную копию своего учения в Вену авст­ рийскому императору и одновременно в Красноярск местному губернатору. И сно­ ва ждет. Не получив никакого ответа и от губер­ натора, старик впадает в глубокое уныние, которое затем сменяется отчаянием. Круг замкнулся. Никакого просвета он больше не видит. Наступают трудные для Бондарева дни. Он забрасывает свои хозяйственные дела, предоставив их полностью сыну, времена­ ми запивает и отделяется в конце концов от семьи в небольшой флигелек типа бань­ ки, стоящий в углу усадьбы. Чтобы не стать обузой для семьи, он прирабатывает обу­ чением грамоте местных ребятишек. Быва­ ли случаи, что их привозили к нему и из соседних деревень. Облегчали его трудные дни, несомненно, только письма Льва Николаевича Толстого. Перед смертью, отправляя племянника Винария с новой своей рукописью в М оск­ ву, он наказывает ему побольше разузнать о Толстом, о его религиозных убеждениях. Сохранился ответ того Бондареву: «Доро­ гой друг в Единстве Любви Отчей и доб­ рый дедушка Тимофей-Давид Михайлович- Абрамыч! Ты спрашиваешь меня: право­ славный ли Л. Н. Толстой? Он уже почти двадцать годов только то и делает, что в пух и прах разносит , православные суеве­ рия». В том же письме племянник сообщает сведения и о других людях, которыми ин­ тересуется Бондарев,— о докторе семьи Толстых Маковицком, писателе-народнике Златовратском. «Рчень жаль, что послан­ ная из Москвы книжка твоего сочинения и переведенная на словацкий язык не дошла до тебя! — писал Винарий.— А доктора это­ го зовут Душан Петрович Маковицкий... В Москве есть писатель хороший Николай Николаевич Златоврацкий, он так же стара­ ется и пишет о горькой участи бедных и темных людей, как и ты. Он тебя любит и уважает, у него есть большой фотопортрет с тебя, написанный с фотографической твоей карточки, рн меня все расспрашивал о твоем житье-бытье, и я ему все рассказывал про твою трудовую жизнь, и отдал в его распоряжение ту твою рукопись, которую ты дал мне при моем отъезде». Письмо порадовало старика. Он несколь­ ко оживился и даже сделал попытку обра­ тить на себя внимание нового царя Нико­ лая II, отправив ему рукопись. В фондах Минусинского музея хранится автограф Бондарева, относящийся к этому периоду его жизни. Он представляет собой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2