Сибирские огни, 1978, № 8
СИБИРСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ Л. Н. ТОЛСТОГО 183 трудной д ороге познания истины, предло жившего своему именитому попутчику вместо его самодельной суковатой палки взять сохранившийся от прародителей удобный и испытанный посох. Толстой принял этот «посох» и, в свою очередь, всячески поддерживал своего спутника, хотя и веровавшего в ту же веру, но, к сожалению, не очень твердого духом и «много говорившего пустого». Прежде чём остановиться на этом под робнее, надо рассказать, что представлял собою Бондарев как личность. Человек с двойным именем Он родился 3 апреля 1820 года на хуто ре Михайловском, неподалеку от города Ростов-на-Дону. Будучи крепостным кре стьянином, до 34 лет работал на помещика Чернозубова-Янова, пока тот за подозрение в колдовстве не сдал его в солдаты. По рассказу самого Бондарева, произо шло это так: возвращаясь с водосвятия, он не донес до дому набранную в бутылку «святую воду» и вылил ее, поравнявшись с воротами усадьбы своего суеверного по мещика. Тот, заметив это, решил, что тут дело нечистое, и постарался побыстрее из бавиться от подозрительного мужика. Бондарева зачислили в 26-й казачий полк, стоявший на Кубани. Поскольку немолодой уже солдат умел читать и неплохо разби рался в священном писании, то его вскоре назначают полковым дьяконом. Однако служитель церкви из него получился пло хой, в вере он оказался не тверд, и его за тайный переход в секту субботников, при нятие обряда обрезания и смену своего имени на Давида Абрамовича предали во енному суду и по приговору сослали в Си бирь под гласный надзор полиции. Так 22 мая 1867 года с женой и двумя детьми Бондарев появился в деревне Иуди ной БейСкой волости М инусинского уезда Енисейской губернии. Деревня была большой и состояла сплошь из ссыльных сектантов. Но суббот ники составляли лишь половину ее населе ния. Другая половина принадлежала моло канам. По-видимому, субботники первыми прибыли сюда, так как первоначально де ревня называлась Обетованной. Губернатор, однако, не утвердил этого названия и впредь повелел именовать ее Иудиной. Как все в деревне, Бондарев получил земельный надел, построил избу и начал заниматься хлебопашеством, ежегодно за севая до десяти десятин хлеба, обзавелся скотом. Человеком он был крепкого сло жения и недюжинной силы. Любая работа в его руках спорилась. «Я работник вот ка кой: — писал он в «Торжестве земледель ца...»,— когда косят на крю к хороший хлеб, такой, что двум хорошим работникам едва успеть вязать снопы за одним косарем, а я... один успеваю, да притом чисто и сно пы чистые». Благодаря неустанным трудам своим, в семье скоро появился достаток. Это дало Бондареву право заявить там же, что он теперь вполне может «равняться с поря дочным и вечно здесь живущим крестья нином». Несмотря, однако, на такие, казалось бы исполненные гордости, признания, необхо димо отметить, что он никогда не был до волен своим положением, своими хозяйст венными успехами, течением дела вооб ще — у себя на дворе, в своей деревне и в государстве в целом. Это была натура беспокойная, мятущаяся. Он трудно ужи вался с людьми, и с самых первых лет пре бывания в Иудиной обратил на себя внима ние односельчан прежде всего именно этой своей стороной характера. Сосланный в Сибирь за отпадение от пра вославия и переход в секту субботников, он был непоследователен и в новой своей вере. По воспоминаниям одного из деяте лей местной религиозной общины суббот ников Элиафа Павлова, Бондарев не при знавал обрядового церемониала и не ис полнял его. Неудивительно, что он не нашел в Иудиной ни одного настоящего друга, в особенности среди бедняцкой ча сти населения. Их не было у него и среди богатых, но, как ни странно, именно там он искал их. И находил в них если не друзей, не едино мышленников, то, по крайней мере, собе седников. Объяснялось это тем, что в сре де богатых встречались люди, знавшие грамоту, более или менее начитанные. Бе седовать с ними Бондареву было интерес нее, чем с неграмотными, и потому он к ним тянулся. Первое сочинение его писалось не столько за столом, сколько в поле. Он сам признавался, что постоянно держал в кар мане бумагу и карандаш и то и дело, оста новив коня с сохой или с телегой, записы вал свои мысли. А затем на свободе, глав ным образом, по ночам, сводил их в единое сочинение, отделывал и шлифовал. Краткое изложение содержания его тру да сделано в соответствующей главе, и тут нет необходимости повторяться. Расскажем о последующих событиях. А случилось вот что: тщательно переписав набело свое со чинение, он аккуратно запечатал его и, ре шительно обмакнув перо, крупно вывел на конверте: «Санкт Петербург, царю». А. В. Амфитеатров, отбывавший в Мину синске ссылку, вспоминает: «Отправление этой рукописи сделало эпоху на патриар хальной минусинской почте. Бондарев при нес претолстый пакет с простым адресом: «С.-Петербург, царю». Почта пришла в ужас. И изгнала Бондарева, «яко злодея, нечестно пъхающе». Упрямый мужик исхо дил все минусинские присутственные места и добился-таки способа послать рукопись императору... Очень может быть, что его обманули, и рукопись не была послана, хо тя какую -то расписку в отправлении Бонда рев хранил до конца жизни своей, как об личительную святыню. Во всяком случае рукопись канула, как в воду». Изуверившись в надежде получить ка кой-либо ответ от царя, Бондарев через год, перебелив с черновика, вновь отсыла-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2