Сибирские огни, 1978, № 8
СИБИРСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ Л. Н. ТОЛСТОГО 181 И, видимо, вновь опасаясь, что слова его могут быть истолкованы превратно либо не полностью поняты, он пытается уточнить свою мысль с помощью новых вопросов и ответов на них: «Во всех горо дах, а более всего в Москве, где много фабрик и заводов, жителей до одного миллиона: где столько земли взять, если заниматься всем земледелием?» — оп равдываются белоручки, фабриканты и за водчики,— отвечаю я на это,— сами туда сошлись или их согнали? Нельзя ли строить фабрики по местам простонародным, между бедными деревушками, где одни люди хлеб работают, а другие на фабрике деньги зарабатывают, а потом те на фаб рике, а другие на хлебе. Все это легко устроить...» Так писал Бондарев. Но Л. Н. Толстой прекрасно отдавал себе отчет в том, что так уже нельзя устроить з обществе, дале ко ушедшем в своем развитии. Хорошо по нимая пользу общественного разделения труда, он по возможности старался смяг чить мысль Тимофея Бондарева, придать ей более общий смысл. «Бондарев не требует того, чтобы всякий непременно надел лапти и пошел ходить за сохою,— писал по этому поводу Л. Н. Тол стой,— ...но Бондарев говорит, что всякий человек должен считать обязанность физи ческого труда, прямого участия в тех тру дах, плодами которых он пользуется, своей главной священной обязанностью, и что в таком сознании этой обязанности должны быть воспитываемы люди. И я не могу себе представить, каким образом честный и ду мающий человек может не согласиться с этим». С тем, что пишет Л. Н. Толстой, действи тельно нельзя не согласиться, ибо он ут верждает тут уже нечто иное по сравнению с Бондаревым, недвусмысленно и прямо подчеркивавшим, что не вообще физиче ский «труд есть священная обязанность для всякого и каждого», а именно «хлебный». Он не случайно добавлял далее: «и не должно принимать в уважение никаких от говоров». Как видим, Л. Н. Толстого далеко не все устраивало в учении Т. М. Бондарева. Но поставим пока на этом точку и попытаемся объяснить действительные причины, по ко торым Л. Н. Толстой, хорошо сознавая все слабые стороны учения Бондарева, тем не менее ставил его на котурны. Поиски новой веры Как известно, в конце 70-х — начале 80-х годов Л. Н. Толстой переживает глубочай ший кризис своего мировоззрения. В трак тате «Исповедь», законченном, в основном, в 1879 году, он писал: «...со мной случил ся переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне». По свидетельству биографов великого пи сателя, первые признаки этого кризиса по явились еще в 60-х годах, то есть лет за двадцать до того, как Л. Н. Толстой впер вые услышал о Т. М. Бондареве. О глубине перелома в мировоззрении яснополянского философа говорят следую щие его строки из той же «Исповеди»: «Я почувствовал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить». С этого времени начинаются душевные муки, которые надолго выбивают из колеи великого писателя. Начинаются суд орож ные поиски новой веры. Обстоятельства и детали мировоззренче ского кризиса Л. Н. Толстого подробно из ложены и объяснены многочисленными его биографами и литературоведами, и поэто му здесь нет необходимости останавливать ся на всем подробно. Наша задача — лишь кратко напомнить об основных причинах и этапах этой перестройки. А причины эти, как известно, крылись в тех коренных изменениях, которые проис ходили в жизни: на глазах ветшали старые порядки, рушились вековые устои. Отмена крепостного права, мало что давшая мужи ку, обезземеливание и дальнейшее обни щание крестьянства, зарождение рабочего класса в стране, обострение межсословных отношений, бурный рост числа фабрик и заводов, строительство железных дорог, усиление позиций капитализма — все это не могло пройти мимо пристального вни мания Л. Н. Толстого. Именно эта, по словам В. И. Ленина, «бы страя, тяжелая, острая ломка всех старых устоев», неуверенность в будущем и приво дит к мировоззренческому кризису гени ального художника слова. Его, великого пи- сателя-гуманиста, начинают мучить вопро сы правомерности существующего порядка, при котором национальное достояние — земля — служит средством неограниченно го обогащения для одних, в то время, как другие не имеют даже самых малых наде лов, позволяющих хотя бы как-то прокор мить семью. Все, что мы знаем о Толстом, тачающем сапоги, кладущем печи, пашущем землю, работающем на сенокосе,— все это свиде тельства того самого переворота, который широко отразился ' на всей последующей жизни яснополянского старца. Переворот этот сказался, однако, не толь ко на так называемом «опрощении» Л. Н. Толстого, но и на всей его писатель ской и общественной деятельности. Обре тя в конце концов «новую» веру, создав свое собственное религиозно-этическое учение, свою «новую» религию или «очи щенное христианство», посредством кото рого он надеялся со временем установить на земле братское единение людей, Л. Н. Толстой с начала 80-х годов развер тывает невиданную пропагандистскую дея тельность по распространению своих взгля дов, по привлечению на свою сторону широких масс. При этом он не только спе циально пишет сочинения типа «Исповеди» и «В чем моя №ра», но также продвигает в печать книжки других писателей, сборники устного народного творчества, широко пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2