Сибирские огни, 1978, № 8
СИБИРСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ Л. Н. ТОЛСТОГО . 179 Не беда, что замечание это скорее предположительное, чем утвердительное,— быть может, впадал, а быть может, и нет. Плохо, что Н. И. Пруцков далее не только сводит на нет это несмелое свое предпо ложение, но даже наоборот — запутывает читателя еще более. Он пишет: «Л. Н. Толстой всецело и на всегда принял бондаревский «первород ный закон». Вот показательные в этом от ношении толстовские характеристики: «все это правда», «это святая истина», «я буду разъяснять то же самое». В другом пись ме: «Я буду стараться и сохранить ру копись, и распространить ее в списках или в печати, сколько возможно... Надеюсь, что вы найдете во мне помощника. Дело наше одно». Далее снова приводятся знакомые слова Толстого о гениальности Бондарева. Давайте повнимательнее приглядимся к тому месту процитированного им толстов ского письма, где говорится о том, что он (Толстой) будет стараться сохранить и рас пространить бондаревскую рукопись в списках или в печати. У Толстого далее написано: «Я в вас нашел сильного помощ ника в своем деле». И только потом уже идут слова: «Надеюсь, что и вы найдете во мне помощника. Дело наше одно». Пруцков же, приводя эт.> место, вымары вает толстовские слова: «Я в вас нашел сильного помощника в своем деле» и соот ветственно подправляет смысл следующей фразы. Однако оставим это на совести автора и обратимся к самому произведению Т. М. Бондарева. «Торжество земледельца, или Трудолюбие итунеядство» Итак, перед нами то самое сочинение Т. М. Бондарева, по поводу которого и были высказаны Л. Н. Толстым все выше приведенные восторженные оценки. Нет никакой необходимости излагать его здесь подробно, тем более, что произве дение старца изобилует многочисленными повторами. Приведем лишь главные поло жения его. «На два круга разделяю я мир весь: один из них возвышенный и почтенный, а д ругой униженный и отверженный»,— за являет автор с самых первых строк своего труда. Затем он приводит библейскую ле генду о первородном грехе, о том, как Адам и Ева, переступив божеский запрет в раю, обречены были до скончания века первый «в поте лица нести хлеб свой», а вторая - г в болях и страданиях детей ро жать. И хотя наказание это бог распространил на все многочисленное потомство их, то есть на человечество в целом, однако,— пишет автор,— первородный закон сей ис полняется не всеми людьми. «С тех пор, как жене, живущей в убогой хижине, так и царице на престоле сидящей, на голове 12 * корону имеющей, одна и та же участь: «в болезнях родиши чада твоя». Ни малей шей разницы нет. Да! до какой степени в болезнях, что по дням лежит полумертвой, а иногда и совсем умирает». М ногие же здоровые мужчины уклоняются от испол нения божеской заповеди. Лишь предста вители крестьянского сословия из них «ра ботают хлеб своими руками», а богачи и чиновники не хотят. И потому возмущенный Бондарев спра шивает: «Скоту, зверям, птицам, гадам и всему, что есть на небе и на земле, как назначил Бог вначале, так они и не выходят из свое го круга назначения; а ты, образованней ший и умнейший человек в мире, почему бегаешь и хоронишься от своего назначе ния?» Получается,— продолжает он,— что «земледельческая и женская обязанность буквальная, а твоя, образованный класс,— таинственная. Богом сказано жене: не хлеб работать, а в болезнях родить чада. Почему же наши жены работают? Пока твоего, читатель, ответа дожидать ся, я сам делаю оный. Вас, поедающих наших трудов хлеб, найдется до 30 мил лионов, да если еще удалить по заповедям от этого труда жен наших, тогда что же выйдет? Да одно, что весь мир должен голодной смертью погибнуть. Вот теперь ясно и законно открылось нам, что наши жены вашу часть и на вас, белоручки, работают хлеб против заповеди. Вы их труды поедаете». Так Т. М. Бондарев раз вивает основную мысль своего произведе ния. «Много на свете ловят воров,— пишет он далее,— но то не воры, а шалуны. Вот я поймал вора, так вора! Он обворовал церковь и Бога живого и унес первород ный закон, нам, земледельцам, принадле жавший». О каком воре идет речь, автор указывает, не скрывая: «Кто не работает для себя хлеб своими руками, а чужие труды пожирает, тот вор,— возьмите его и предайте суду». Заключая эту свою мысль, Бондарев го ворит: «Пчелы трутням крылья подрезают, чтобы их трудов мед не ели. Вот дошла и наша очередь до вас, трутней,— и мы вам крылья подсекли, чтобы вы наших трудов хлеба не ели. Я знаю, вы и после этого будете есть, да еда эта такая будет: ты хлеб в глотку, а совесть тебя за глотку,— от нее ничем не избавишься». Процитированные строки достаточно пол но отражают основное содержание бонда- ревского сочинения «Торжество земле дельца, или Трудолюбие и тунеядство». Сам автор во вступлении к нему заявляет: «Вся моя история состоит только в двух словах: во-первых, почему вы по перво родной заповеди сами для себя своими руками хлеб не работаете, чужие труды поедаете? во-вторых, почему у вас ни в бо гословских, ни в гражданских, ни в ка ких писаниях хлебный труд и трудящийся в нем не одобряются, а донельзя унижа ются?» Эти «два слова» и составляют то главное, ради чего написана вся книжка. Другое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2