Сибирские огни, 1978, № 8

СИБИРСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ Л. Н. ТОЛСТОГО . 179 Не беда, что замечание это скорее предположительное, чем утвердительное,— быть может, впадал, а быть может, и нет. Плохо, что Н. И. Пруцков далее не только сводит на нет это несмелое свое предпо­ ложение, но даже наоборот — запутывает читателя еще более. Он пишет: «Л. Н. Толстой всецело и на­ всегда принял бондаревский «первород­ ный закон». Вот показательные в этом от­ ношении толстовские характеристики: «все это правда», «это святая истина», «я буду разъяснять то же самое». В другом пись­ ме: «Я буду стараться и сохранить ру­ копись, и распространить ее в списках или в печати, сколько возможно... Надеюсь, что вы найдете во мне помощника. Дело наше одно». Далее снова приводятся знакомые слова Толстого о гениальности Бондарева. Давайте повнимательнее приглядимся к тому месту процитированного им толстов­ ского письма, где говорится о том, что он (Толстой) будет стараться сохранить и рас­ пространить бондаревскую рукопись в списках или в печати. У Толстого далее написано: «Я в вас нашел сильного помощ ­ ника в своем деле». И только потом уже идут слова: «Надеюсь, что и вы найдете во мне помощника. Дело наше одно». Пруцков же, приводя эт.> место, вымары­ вает толстовские слова: «Я в вас нашел сильного помощника в своем деле» и соот­ ветственно подправляет смысл следующей фразы. Однако оставим это на совести автора и обратимся к самому произведению Т. М. Бондарева. «Торжество земледельца, или Трудолюбие итунеядство» Итак, перед нами то самое сочинение Т. М. Бондарева, по поводу которого и были высказаны Л. Н. Толстым все выше­ приведенные восторженные оценки. Нет никакой необходимости излагать его здесь подробно, тем более, что произве­ дение старца изобилует многочисленными повторами. Приведем лишь главные поло­ жения его. «На два круга разделяю я мир весь: один из них возвышенный и почтенный, а д ругой униженный и отверженный»,— за­ являет автор с самых первых строк своего труда. Затем он приводит библейскую ле­ генду о первородном грехе, о том, как Адам и Ева, переступив божеский запрет в раю, обречены были до скончания века первый «в поте лица нести хлеб свой», а вторая - г в болях и страданиях детей ро­ жать. И хотя наказание это бог распространил на все многочисленное потомство их, то есть на человечество в целом, однако,— пишет автор,— первородный закон сей ис­ полняется не всеми людьми. «С тех пор, как жене, живущей в убогой хижине, так и царице на престоле сидящей, на голове 12 * корону имеющей, одна и та же участь: «в болезнях родиши чада твоя». Ни малей­ шей разницы нет. Да! до какой степени в болезнях, что по дням лежит полумертвой, а иногда и совсем умирает». М ногие же здоровые мужчины уклоняются от испол­ нения божеской заповеди. Лишь предста­ вители крестьянского сословия из них «ра­ ботают хлеб своими руками», а богачи и чиновники не хотят. И потому возмущенный Бондарев спра­ шивает: «Скоту, зверям, птицам, гадам и всему, что есть на небе и на земле, как назначил Бог вначале, так они и не выходят из свое­ го круга назначения; а ты, образованней­ ший и умнейший человек в мире, почему бегаешь и хоронишься от своего назначе­ ния?» Получается,— продолжает он,— что «земледельческая и женская обязанность буквальная, а твоя, образованный класс,— таинственная. Богом сказано жене: не хлеб работать, а в болезнях родить чада. Почему же наши жены работают? Пока твоего, читатель, ответа дожидать­ ся, я сам делаю оный. Вас, поедающих наших трудов хлеб, найдется до 30 мил­ лионов, да если еще удалить по заповедям от этого труда жен наших, тогда что же выйдет? Да одно, что весь мир должен голодной смертью погибнуть. Вот теперь ясно и законно открылось нам, что наши жены вашу часть и на вас, белоручки, работают хлеб против заповеди. Вы их труды поедаете». Так Т. М. Бондарев раз­ вивает основную мысль своего произведе­ ния. «Много на свете ловят воров,— пишет он далее,— но то не воры, а шалуны. Вот я поймал вора, так вора! Он обворовал церковь и Бога живого и унес первород­ ный закон, нам, земледельцам, принадле­ жавший». О каком воре идет речь, автор указывает, не скрывая: «Кто не работает для себя хлеб своими руками, а чужие труды пожирает, тот вор,— возьмите его и предайте суду». Заключая эту свою мысль, Бондарев го­ ворит: «Пчелы трутням крылья подрезают, чтобы их трудов мед не ели. Вот дошла и наша очередь до вас, трутней,— и мы вам крылья подсекли, чтобы вы наших трудов хлеба не ели. Я знаю, вы и после этого будете есть, да еда эта такая будет: ты хлеб в глотку, а совесть тебя за глотку,— от нее ничем не избавишься». Процитированные строки достаточно пол­ но отражают основное содержание бонда- ревского сочинения «Торжество земле­ дельца, или Трудолюбие и тунеядство». Сам автор во вступлении к нему заявляет: «Вся моя история состоит только в двух словах: во-первых, почему вы по перво­ родной заповеди сами для себя своими руками хлеб не работаете, чужие труды поедаете? во-вторых, почему у вас ни в бо­ гословских, ни в гражданских, ни в ка­ ких писаниях хлебный труд и трудящийся в нем не одобряются, а донельзя унижа­ ются?» Эти «два слова» и составляют то главное, ради чего написана вся книжка. Другое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2