Сибирские огни, 1978, № 8
178 ИВАН ПЕТРОВ Толстой умалчивает об этом и с христиан ским чувством предоставляет минусинско му крестьянину счастье неизвестности, как богоугодном у старику сказки». Не подвергал сомнению утверждение о заимствовании основных положений тол стовской философии от сибирского м ужи ка Бондарева и Алексей Максимович Горький. «Граф Лев Николаевич! — писал он в 1905 г.— Обаяние Вашего имени велико, все грамотные люди мира прислушивают ся к Вашим словам, и, вероятно, многие верят в их правоту, но то, что Вы сказали миру по поводу событий, происходящих ныне в России, побуждает меня возра зить Вам... Вы давно уже,— я это знаю,— не хотите слушать того, о чем говорят и думают представители народа, которые бывают иногда у Вас и речи которых только раздражают Вас, и Вы несправед ливо присваиваете себе теперь роль вы разителя народных желаний. Почерпнув когда-то Вашу философию у мужиков Сютаева и Бондарева, Вы слиш ком поторопились заключить, что эта пас сивная философия свойственна всему русскому народу... есть сотки тысяч других мужиков, которых Вы не знаете, ибо, по вторяю, не хотели слушать голос их серд ца и ума. Вы давно остановились на высоте Вашей идеи о спасительности личного совершен ствования — они ушли далеко вперед по пути к сознанию своих человеческих прав. Вы потеряли их из виду, Вы не понимае те их...» *. Высказывания Л. Н. Толстого о Бондаре ве, как видим, со временем обернулись против него самого. Но, если, в данном случае, строго выговаривая великому писа телю за следование им в вопросах рели гии за Сютаевым и Бондаревым, А. М. Горький прекрасно отдает себе отчет о разномасштабности этих людей (он пишет: «Обаяние Вашего имени велико, все гра мотные люди мира прислушиваются к Ва шим словам»), то в сочинениях других авторов чаще все выглядит совсем наобо рот. Для них Толстой — всего лишь скром ный, иногда даже виноватый ученик, а Бон дарев — учитель. Пожалуй, нигде так полно не была пред ставлена последняя точка зрения, как в книжке красноярского краеведа Е. И. Владимирова «Тимофей Михайлович Бон дарев и Лев Николаевич Толстой», вышед шей в Красноярске в 1938 году. В ней с завидной скрупулезностью было собрано все, или почти все, что с 1885 по 1938 годы говорилось и писалось о духовной связи Толстого и Бондарева, о заимствовании Толстым у Бондарева главных догматов своего учения, о перестройке под влия нием Бондарева всей жизни великого пи сателя и далее все в том же Духе. Так снежный ком, начавшись с высказы вания Л. Н. Толстого по поводу «Торжества 1 Л. Н. Т о л с т о й . Переписка с русски ми писателями. ГИХЛ. М., 1962, стр. 653. земледельца...» в 1885 году, достигает размеров более, чем внушительных. Казалось бы, достигнув апогея некри- тичности и бестактности по отношению к памяти великого писателя, литература об идейной несостоятельности Л. Н. Тол стого должна была бы, наконец-то, пойти на убыль. Факты, однако, свидетельствуют о противоположном . В 1958 году в Абакане вышла книжка А. П. Косованова «Тимофей Бондарев и Лев Толстой», где мы букваль но с самых первых же строк вновь наты каемся на слова о том, что роль Бондаре ва «в истории миросозерцания Льва Тол стого все еще не вполне оценена в нашей литературе». Уточнению этой роли, а вернее сказать дальнейшему преувеличению ее, и посвя щена вся брошю ра. В ней вновь делается уп о р на то, что влияние Бондарева на Толстого было на столько велико, что привело его даже к изменению личной жизни, широко из вестному «опрощению». А втор даже не замечает, что многие неумеренные гипер болы его явно не в ладу с фактами. Так, например, он пишет: «С начала SO-х годов Толстой все гром че начинает высказывать ся в духе сютаевских у бондаревских взглядов... В его глазах Сютаев и Бонда рев — «гениальные мужики», до конца дней приковавшие внимание писателя. О них он не перестает говорить и писать». Но ведь достоверно известно, что Л. Н. Толстой познакомился с Бондаревым толь ко в середине 80-х годов, а именно летом 1885 года. Так как же он м ог высказы ваться в бондаревском духе и считать Бондарева «гениальным мужиком» еще в начале 80-х? Подобные несообразности нередко вы ходили из-под пера и других авторов. Итак, перед нами «снежный ком» сте реотипных утверждений. Но неужели же, в самом деле, почти за целое столетие так никто, никогда и не поставил их под сомнение? Никто не попытался подойти к ним критически? М ож но отметить, например, одну по пытку в этом направлении, сделанную ле нинградским профессором — доктором фи лологических наук Н. И Пруцковым в статье «Сибирская утопия Т. М . Бондарева «Торжество .земледельца», опубликованной в сборнике «Очерки литературы и критики Сибири (X V II— XIX в.)» Института истории, филологии и философии Сибирского отде ления Академии наук СССР (Новосибирск, изд. «Наука», 1976). В этой работе Н. И. Пруцков мимоходом замечает: «В оценках роли Бондарева и Сютаева в истории общественной науки и литературы, в истории борьбы челове чества за разумное существование Л. Н. Толстой не избежал парадоксальных пре увеличений, когда говорил, к примеру, что Бондарев раскрыл нам «сущность нравст венно-экономической истины». Быть может, впадал он в такие же преувеличения и тогда, когда осознавал значение учения Бондарева и Сютаева в истории собствен ных исканий новой программы жизни».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2