Сибирские огни, 1978, № 8

118 ИСАИ КАЛАШНИКОВ ваясь подхватил подсказку. «Идет зима, аукает, кукушечка кукукает...» Смеялся весь класс. А ему Витька после уроков насовал подзатыльников и сказал: «Пла­ кать не смей. Плакать будешь, когда лучше тебя учиться стану». Пыхтел Витька над учебниками старательно. Получив хорошую оценку, весело подмигивал: «Видал?». А что «видал»? Оценка, до.бытая потом, зубрежкой —одно, полученная легко, играючи —совсем другое. Тем не менее их состязание продолжалось. И не только в школе. За деревней были озера. В них водились утки. Особенно много со­ биралось птицы осенью пе^ед отлетом. Все деревенские ребята были заядлыми охотниками. Лучший среди сверстников — конечно же, Витька. Прибираясь в кладовой, бабушка нашла ружье деда. Керосином снял с него ржавчину, под руководством старого Пахомыча, соседа ба­ бушки, стал учиться стрелять. Сначала лупил по пятну, наведенному уг­ лем на газете, потом и на озера вышел. Оказалось, охота —чудо. Высоко над тобой, недостижимая, летит птица, быстр, стремителен ее полет, но легкое движение пальцем —над стволами ружья молнией взметывается пламя, грохочет гром, и птица комом валится вниз, и сам себе кажешься богом. Видимо, Пахомыч был способным наставником, а он прилежным учеником. Как стрелок он скоро уже не уступал Витьке. Смерть бабушки заставила возвратиться в город. Состязание с Вик­ тором кончилось. Тогда казалось —навсегда. Так не хотелось ехать в город! Вражда с первым отчимом оставила в памяти глубокую зарубку. С новым отчимом воевать не пришлось. Не­ плохим мужиком оказался. Жизнерадостный толстячок с округлым брюшком, великий мастер рассказывать анекдоты, он постоянно приез­ жал, уезжал. У снабженцев такая работа... Вокруг него всегда крутились самые разные люди. Мать всех принимала, угощала, но это ее не тяготи­ ло. Наоборот... Он рос сам по себе, без надоедливой опеки. Учеба по-прежнему да­ валась легко. Свободного времени —полно, деньги всегда есть. Кино, концерты, каток, плавательный бассейн... Жилось легко, беззаботно. Но в последнем, десятом, классе, неожиданно начались затруднения с уче­ бой. Надо было повторять много материала, давно пройденного. Сидеть же над учебниками он не любил и не хотел. Аттестат получил бледноватый. На семейном совете было решено: поступит в технологический. До­ вод матери: не надо никуда ехать. Намек отчима: в институте работает один друг, хороший друг... И в это самое время появляется Виктор. Зовет попытать счастья в другом городе. Знаменитый институт. И город знаменитый... А конкурс? Но Виктор уверяет —прорвемся. Долго не раздумывал. Хватит-держаться за юбку матери. И отчим пусть не воображает, что без его «руки» он не поступит. Уж если Виктор на себя надеется... Покатили. По конкурсу он не прошел. А Виктор —прошел. Зубрила Виктор! Что же это получается? Способности весят меньше элементар­ ной усидчивости. Чего человек не добивается головой, можно, оказы­ вается, добиться противоположным местом. Дома опять начали толковать о технологическом. Ну нет, дудки! Он не может допустить, чтобы Виктор с его посредственностью оказался в победителях. Год сидел дома. Преодолевая отвращение к учебникам, занимался. И — поступил. Гордился собой..,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2