Сибирские огни, 1978, № 7
у к н и ж н о й п о л к и 191 сованно, образно, потому что за каждым словом — любовь к русской словесности. Читаешь шеститомник и чувствуешь, как от повести к повести, от романа к роману, от статьи к статье крепнет и полнее рас крывается талант Михаила Алексеева. Ему свойственны постоянный поиск, неуемное беспокойство современника за судьбы на родные, за состояние повседневных дел в нашей стране. Естественно, не все равноценно в шести томнике, но то, что в первых произведени ях носило следы незавершенности,— подго тавливало основу для более глубокого постижения и воссоздания жизни в после дующих произведениях. М. ЛАПШИН. А. Б. Соктоев. Становление художествен ной литературы Бурятии дооктябрьского периода. Бур. кн. изд-во, Улан-Удэ, 1976. Новая работа А . Б. Соктоева посвящена исследованию одной из актуальных проб лем бурятского литературоведения — ста новлению и развитию художественной ли тературы Бурятии дооктябрьского периода. Сама постановка этого вопроса в бурято- ведении на протяжении многих лет была осложнена тем, что подвергался сомнению сам ф акт существования художественной литературы у бурят в дореволюционную эпоху. Изучению этих двух проблем, имеющих важное значение в раскрытии духовного богатства народа, препятствовал ряд при чин, и прежде всего — нигилистическое от ношение к художественному наследию прошлого, как к «классово чуждому». Немалый вред принес и вульгарно-социо логический подход к изучению произведе ний народно-поэтического творчества. Однако, благодаря усилиям фольклори стов, историков и литературоведов, эти ме тодологические ошибочные концепции ста ли постепенно преодолеваться. Были опуб ликованы статьи по вопросам, касающимся отдельны х жанров художественной литера туры дореволюционной Бурятии, были ра зысканы отдельные забытые сочинения бу рятских авторов прошлого, считавшиеся утраченными. Однако некоторые исследователи допу стили ряд ошибок, как методологического, так и теоретического порядка: все, что бы ло создано до революции в Бурятии на старомонгольском, тибетском и бурятском языках, было объявлено «единым нацио нальным литературным процессом», без учета противоречивости и сложности этого процесса. Для того, чтобы правильно воссоздать и оценить процесс становления и развития художественной литературы Бурятии доок тябрьского периода, А . Б. Соктоев за осно ву своего исследования взял ленинское учение о двух культурах в каждой нацио нальной культуре. Основываясь на нем, исследователь де тально анализирует произведения устной народной поэзии бурят, выявляя подлинно гуманистическое звучание и демократиче ские идеи бурятских улигеров, сказок, ле генд и преданий, художественно-изобрази тельный метод которых оказал благотвор ное влияние на развитие лучших традиций художественной литературы. Обширный, во многом противоречивый материал, привлекаемый в данном иссле довании, рассматривается в тесной связи с исторической действительностью Бурятии дооктябрьского периода. Убедительно, на конкретных фактах показана борьба между двумя противоборствующими культурами, двумя идеологиями. В первой части работы «Истоки художе ственной литературы Бурятии» на основе анализа эпических жанров бурятского фольклора исследователь выявляет особен ности фольклорно-эпического метода изоб ражения, без которого не обходились ав торы многих образцов ранней художест венной литературы. К истокам художественной литературы Бурятии А. Б. Соктоев совершенно спра ведливо причисляет ксилографические и рукописные сочинения, в том числе летопи си и хроники, написанные на классиче ском старомонгольском языке и имевшие в прошлом широкое распространение сре ди бурят. Интересно, с присущим автору умением тонко анализировать художественные про изведения, выявлены пути и способы ис пользования повествовательных традиций фольклорно-литературного эпоса народов Востока в таких широко известных памят никах письменной литературы, как «Вол шебный мертвец», «Сказания о хане Бигар- мижиде», монголо-ойротские версии индий ской «Панчатантры». Столь же убедительно А. Б. Соктоев показывает борьбу против произведений народно-поэтического твор чества, которую вел буддизм на протяже нии длительного времени посредством своих религиозных сочинений. Вместе с тем авторы их охотно использовали легенды, предания и сказочные мотивы, не говоря уже о малых жанрах фольклора. В резуль тате таких заимствований летописи обрета ли увлекательность и красочность. В процессе всестороннего изучения исто рических фактов, послуживших основой для летописания, в результате детального эсте тического анализа этих произведений, ис следователь приходит к выводу, что сам метод изображения отдельных сцен в них достигает высокой художественности, что дает основание автору «монографии выдви нуть концепцию, согласно которой бурят ские летописи и хроники следует считать памятниками художественной письменной литературы дореволюционной Бурятии. Появление особого художественного сти ля в изложении исторических событий, имевших место в прошлом Бурятии, отдель ными авторами летописей и хроник А. Б. Соктоев связывает с появлением нового исторического сознания. Действительно, во многих летописях и хрониках выдвигаются на первый план не общественно-политические явления, имев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2