Сибирские огни, 1978, № 7
к н и ж н о й п о л к и I заговорил-таки собственным голосом, на чал постепенно освобождаться от реми- | нисценций, которые, бывает, преследуют | нас всю творческую жизнь. А в литературе, | на мой взгляд, самое трудное именно най ти самого себя». С любовью пишет автор о газетчиках и военкорах. В белых, вылинявших на солнце й на ветру гимнастерках, огрубевшие, с большими, тяжелыми руками, привыкшими ! крепко держать оружие, они испытывали неистребимое, какое-то трепетное благого вение перед печатным словом. Ради него мужественно брались на фронте за непри вычное дело, отдавали ему целиком редкие минуты отдыха, испытывали не столько му ки творчества, сколько просто муки физи ческие. «Но зато,— пишет автор «Дивизионки»,— как загорались их глаза, когда наборщики брали заметку, приведенную в божеский вид секретарем газеты или литсотрудником; мудрили над ней минут десять, а потом показывали ее автору свежий оттиск, име нуемый гранкой. Удивление, восторг, ми нутная растерянность перед сущим чудом — эти чувства одно за другим отражались на смеющ ейся, великолепной физиономии па ренька, родившегося где-нибудь з глухой М арьевке, либо Ивановке». «Дивизионка» — это новеллы о тех, кто в суровые годы Великой Отечественной вой ны словом большой и мужественной прав ды воспевал подвиги защитников Родины, прошедших ратный путь от берегов Волги до поверженного Берлина. Это гимн воен ным журналистам. «Найти самого себя» — вот кредо, кото рому следует Михаил Алексеев, начиная с первых, опубликованных еще на газетных страницах, глав романа «Солдаты». Но, по ж алуй, ощутимее всего это проявилось в романе «Вишневый омут», за который ав тор был удостоен Государственной премии Р С Ф С Р имени А. М. Горького. По охвату описываемых исторических со бытий, самобытности, трагичности челове ческих судеб этот роман можно отнести к дучшим произведениям о жизни предре волюционной России; о переменах, проис ходивших в деревне в годы становления Советской власти. Крестьянская тема, начатая «Вишневым омутом», органична для Михаила А лексее ва. Об этом свидетельствует и эпиграф к роману: «О чем не подум ал— про то не расскажеш ь; о чем не поплакал — про то не споешь». Автор пишет о том, что близко ем у, что тревожит его сердце. Несомненным достоинством романа яв ляю тся многокрасочные пейзажные карти ны, свидетельствующие о большой наблю дательности писателя, о его художествен ном мастерстве. В книге нет отвлеченной мечтательности, нет простого любования перелесками и лужайками, ручейками и плесами. В «Вишневом омуте» природа жи вет вместе с людьми и неотделима от их труда, от их повседневных забот и дел. Чув ство радостной, ясной дружбы с природой отличает почти всех героев романа. Начало всех начал они видят именно в родственной близости с «кормилицей-землей», которая и лечит, и учит труду, знаниям, песне. Этой любовью к родной земле прониза но и следующее произведение писателя — повесть « Х л е б— имя существительное». Она продолжает поднятую в романе «Виш невый омут» тему о хлебе насущном. «В каждом — малом, большом ли селе нии,— пишет автор в начале повести,— есть некий «набор» лиц, без которых трудно, а может, даже и вовсе невозможно предста вить себе само существование селения. Без них оно утратило бы свою физиономию, свой характер. Мне захотелось рассказать о таких людях одного села и уже в самом начале предупредить читателя, что никакой повести в обычном ее смысле у меня не будет, ибо настоящая повесть предполага ет непременный сюжет и сквозное действие по крайней мере основных его героев. Ни того, ни другого в этой книге нет., Не будет и главного персонажа, как полагалось бы в традиционной повести. Все мои герои в порядке живой, что ли, очереди побывают в роли главного и второстепенного». Такое построение повести понадобилось автору для того, чтобы внимательно выслу шать каждого из героев, одних с сочувст вием, других с осуждением, а иначе и нель зя, потому что они, люди деревни Выселки, очень разные. Одни из них, как, например, Кузьма Удальцов, называют хлеб «именем существительным» и относятся к нему бла гоговейно, другие, вроде вертопраха и пу стомели Самоньки, променяли высокую честь хлебороба на «легкий кусок». Повесть написана лирично. Подробно, со множеством ярких и точных деталей изоб ражает автор сельский быт, с любовью ри. сует портреты людей, создает поэтические картины крестьянского труда. Язык повести « Х л е б— имя существитель ное» наполнен ароматом русской народной речи. Такое впечатление создаю т и посло вицы, и поговорки, и прибаутки, и очень умеренно и умело используемые автором диалектизмы и просторечные выражения. Последняя деревенская повесть Михаила Алексеева «Карю ха»— часть того, что пе режито, выстрадано, что отстоялось в ду ше, и хотя давно прошло, но все еще тре вожит и волнует его. Это увлекательное повествование о лошади, на которой в про шлом держалось все крестьянское хозяйст во. Повесть автобиографична. В ней писа тель рассказывает о своем детстве. Поэто му и рассказ ведется от первого лица, и все события в повести рассматриваются че рез призму детского восприятия. За «дет ским миром» в «Карюхе» встает «мир взрослых», прослеживается мир народной жизни — жизни загадочной и противоречи вой, которая то доведет до слез, до отчая ния, а потом снова, в который раз, повер нется и откроется самой сильной, самой справедливой своей стороной. Последний, отмеченный Государственной премией, роман Михаила Алексеева «Ивуш ка неплакучая» — продолжение жизненной биографии полюбившихся героев «Вишне вого омута», повестей «Хлеб — имя сущ е ствительное», «Карюха». В романе показана военная и послевоенная жизнь колхозной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2