Сибирские огни, 1978, № 7
бай («без одного года восемьдесят — не ш утка!») напутствует внучку. У девушки — куча неотложных дел, у старика -г- множест во невысказанных мыслей. «Они в упор смотрели д руг на друга. Девушка думала: «Понимаешь ли ты, что мне сегодня неког да?» А Салях-бабай дум ал: «Понимаешь ли ты, что мне до смерти совсем недолго, мо ж ет быть, осталось?». Диалог героев убеждает в изменении позиции старика-крестьянина, понявшего, что прошли времена, когда вес человека измерялся его богатством. Наступили др у гие времена — сейчас уважение завоевы вает тот, кто имеет личные заслуги перед людьми. Мыслями о долге и чувстве, о границах между личным и общественным, о глубин ных душевны х движениях людей сильных, ярких, своеобычных пронизан драматиче ский рассказ «В дождь»; даже юмористи ческий по жанру рассказ «Про дедушку Гайсу» по сути своей очень серьезен. В нем автор изображает противоречивое сочета ние старого и нового, обычаи, давно став шие пережитками,— вроде калыма. При этом в рассказе обрисована трогательная дружба двух стариков — татарина Гайсы и латыша Сильвы — дружба которая насчиты вает 60 лет, а то и больше. Когда-то — еще до революции — татары не пустили ссыль ных латышей в свою деревню , отвели им за березняком бросовую землю ; эта красно речивая деталь показывает, как далеко ото шел смешной дедуш ка Гайса от старых взглядов. Д ля него многие обычаи — дань привычке: в его сердце живет любовь к лю дям другой национальности. Много забавного и смешного рассказы вает писатель о своих героях; манеру это го повествования определяют добрая ус мешка, лукавая шутка. И неизменно серье зен автор, когда ведет речь о пустяках и в рассказе «Про дедуш ку Гайсу», и в других рассказах караярского цикла. Впрочем, вряд ли стоит спешить с подоб ными определениями. В самом деле, такие ли уж это пустяки, если они помогают вы светить многое в душах наших современни ков, говорящих по-татарски, но думающих и чувствующих так же, как все советские люди, независимо от того, на каком языке они выражают свои думы и чаяния. Продолжение пути Заслуживает внимания такая — на первый взгляд — несущественная сторона дела: г д е происходит действие рассказов и по- вестей Ю . Магалифа, ибо место действия в немалой степени определяет, к о г о писа тель делает героями своих произведений. Есть у Магалифа произведения только о горожанах — вспомним хотя бы его повесть «Документальное кино». Есть только «де ревенские» — например, «Караярские рас сказы». Но в большинстве случаев писателя привлекает ситуация, когда человек оказы вается в незнакомой ему социальной среде. Горожанка попала в татарскую деревню («Одолень-трава»); люди едут из города в деревню («Автобус идет в Чудиновку»); выросший в деревне парень попадает на рыбацкий промысел («На пароходе»); русский врач посвятил многие годы лече нию жителей далекого удэгейского селения («Так начиналась весна»); музыковед при езжает в деревню с лекцией («Лекция о Шостаковиче»); мальчик-горожанин прихо дит на совхозный полевой стан («Внезап ный дождь»)... Такие случаи привлекают писателя и по тому, что позволяют с особой присталь ностью вглядеться в обстановку, в лица, характеры, и потому, что дают выход наблю дениям автора, и потому, что для Ю. Мага лифа всегда было заманчивым рисовать жанровые сценки, изображать обычное, будничное так, чтобы за ним виделось глав ное, определяющее. Горожанин в деревне — тема ' повести «Продается изба» (1972— 1974). К бабке Опаленихе приезжают дочь Наташа и сын Петр с молодой женой Светланой. Наташа собирается в заграничную командировку с мужем, и для нее заезд к старухе-мате- ри — только возможность отдохнуть. Петр тоже пустил корни в городе, и цель его приезда — продать избу и убедить мать пе реехать к нему в городскую квартиру. «Продается изба» — это объявление для Опаленихи становится синонимом слов «Бросаю родные места»; и не только (ста рухе, но и Петру со Светланой все труднее решить этот вопрос. Сложные, неоднозначные мысли о выбо ре пути приходят к героям в финале пове сти. Мы расстаемся с Опаленихой, Петром и Светланой на распутье, им еще предстоит найти с в о е решение, и никто пока не зна ет, к а к и м оно будет. Но в любом случае оно не может быть безболезненным: им предстоит рвать какие-то связи — или с го родом, или с деревней. Не нужно ждать идиллии при любом варианте — Светлана твердо усвоила, что времена, когда «в де ревне тихо живут», ушли навсегда. Коман дир студенческого стройотряда Толя по вторяет пушкинские строки, обращенные к деревне: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья», отчего классическая форму ла приобретает явно ироническую окраску, ' вовсе не предусмотренную великим постом. Оттого-то диссонансом звучат «благополуч ные» ноты в финале повести — как будто стоит проложить дорогу или построить коровник по последнему слову техники, и исчезнут все проблемы, встающие перед современной деревней в ее стремитель ном движении в будущ ее. Почти все герои последней по времени написания повести Магалифа «Что в сердце твоем?» (1963— 1974) живут и работают в районном центре Березове. Писатель и в этом произведении свел вместе очень раз- ных людей. В Березов приехал с концертом артист-чтец Макар Петрович Касаткин. Здесь он встречает давно ему известного писателя Михаила Шайдурова, дочь своего учителя и друга Антонину Захарченко, зна комится с председателем колхоза «Рассвет» Банниковым, священником местной церкви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2