Сибирские огни, 1978, № 7
искусства, несовместимого с корыстными целями. Всех персонажей повести — и главных и эпизодических — мы знаем «в лицо». Всех, кроме одного — его хоронят на первых страницах повести. Это кинорежиссер Вла димир Гайлис. Художник неукротимого творческого тем перамента, Гайлис и после своей смерти про должает жить в памяти людей. Во многих главах — он действующее лицо, в бук вальном смысле этого слова, ибо его мысли, чувства определяю т действия ныне живу щих. Гайлис — сильный человек. Его'отношение к искусству, его безмерную требователь ность к своей работе, его вечную неудов летворенность сделанным мы угадываем в бескомпромиссности настоящих — незави симо от масштаба дарования — художни ков, будь то большой мастер Николина, скромный звукозик Фабрицкий или тихая Лена Желткова, с подлинной виртуозностью «колдующая» на монтажном столе, потому что влюблена в свое дело Оказывается, Гайлис, который ж и в е т только в воспоминаниях живых и в разгово рах о нем,— одна из главных фигур повест вования. Он, рано умерший, торжествует над небытием, потому что остался среди живых после физической своей смерти. Верность долгу художника или — еще ши ре — верность долгу человека, писатель изображает «на примере» документального кино. Почему именно документального? Да, видимо, потому, чтот этот — один из новей ших по времени возникновения — вид ис кусства подчиняется тем же извечным за конам, что и другие его виды, сущ ествую щие многие века и тысячелетия. Повесть «Документальное кино» в широ ком плане решает не только вопросы ис кусства — она заставляет читателя задумать ся над отношением человека любой про фессии к делу его жизни, заставляет вспомнить слова Александры Николиной: «Надо иметь мечту. Ну, понимаете, свою личную мечту... Идею ...» И не только вспом нить, но и «примерить» эти слова к себе, к своему месту в рабочем строю. Много сказал Ю . М агалиф маленькой по вестью «Документальное кино». Путешествие в Караяр «Название «Караяр» мною придумано. Но лица, выведенные здесь, действительно сущ ествую т — работают и учатся в своих совхозах. И я с глубоким уважением посвя щаю им эту книгу»,— такими словами пред варяет Ю . М агалиф «Караярские рассказы» (1971). Эта фраза об уважении к своим геро я м — не просто фразеологический оборот, не просто обязательная дань вежливости. Глубокое уважение автора к тем, о ком он пишет, сказывается в каждой странице кни ги: и когда писатель изображает незнако мые многим читателям обычаи и обряды сибирских татар, и когда мы становимся очевидцами конфликтов, запрятанных от сторонних глаз,— конфликтов, истоки и мо тивы которых понятны и близки нам, хотя в жизни споры героев ведутся на незнако мом нам татарском языке. Одно из первых впечатлений от этого цикла — впечатление е с т е с т в е н н о с т и , логического развития событий, в которые автор вовсе не собирается вмешиваться; только обстоятельства и характеры героев определяю т поведение каждого. При всей своей н е з а т е й л и в о с т и сюжеты, выбранные писателем, отлично «работают» на важную сторону его повест вования: то, что мы «по привычке» подчас воспринимаем как повседневное, обычное, если угодно — само собою разум еющ ееся, на самом деле достойно искреннего восхи щения. На бытовых, житейских ситуациях выявляются новые нравственные категории в сознании лю дей; мы видим, как натурой наших современников стало чувство семьи единой, спаявшее людей разных националь ностей в монолитный советский народ; убеждаем ся, какой глубокой уверенностью в завтрашнем дне, какой верой в доброту людей, в доброту нашей действительности проникнуты сердца жителей маленькой та тарской деревуш ки, затерявшейся в просто рах Сибири. Важную тему автор решает зачастую средствами жанровой зарисовки, а то и откровенно юмористической кар тинки. Характерный эп и зо д— в сельсовете идет разговор, как лучше отметить завершение посевных работ. Завклубом Усман Сабиров возвратился из города «с коробкой новых грампластинок и запасом новых брошюр и инструкций». «— Эй! Предлагаю «Праздник первой бо р о з д ы » !— бодро сказал Усман в сельсо вете. — Зачем «первой борозды»? — возразил председатель сельсовета Гаф аров.— Когда была первая борозда? Давным-давно: де сять дней назад. Мы уже забыли про это. — Тогда «Праздник сеялки»,— настаивал Усман. — У бороны никакого праздника нету? — спросил Гафаров». Есть в этом диалоге и прямолинейность культработника, опираю щегося на запас «новых брошюр и инструк ций», и шаблонность его мышления (если сказано, что «Сеялка» — новая кубанская традиция, значит, можно ее применять по всеместно), и то веселое народное лукав ство, которое сквозит в репликах Гафарова. И еще есть в этом разговоре — в него включаются и парторг Мингали Ахметов, и счетовод — кровная заинтересованность каждого в общем деле, желание найти наилучшее решение, опираясь на коллектив ный опыт. В том, как спорят между собой Сабиров, Гафаров, Ахметов, счетовод, ощ у щаешь, насколько содержательно, интерес но живут эти люди. Это же умение на маленьком плацдарме бытовой сценки уместить мысли отнюдь не узко бытовые видим мы и в рассказе «С рассвета до заката». Накануне отъезда Альфии в город — девушка собирается дер жать вступительные экзамены — Салях-ба-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2