Сибирские огни, 1978, № 7

Ш Я ВНЕ. «ОБОЙМЫ». ному стремлению мешают его легкомыслие и наивность. Но все-таки он понял, что «каждый — где бы он ни находился — мо­ жет принести людям пользу. Было бы лишь желание!» Жаконя теперь «твердо знал, что его главная обязанность — веселить людей, доставлять им радость! Это и есть та самая польза, которую он будет отныне приносить лю дям и которую они ждут от него. Пусть небольшая, но все-таки польза!..» Д ум ается, именно профессия артиста подсказала автору этот ход: ведь смысл жизни актера в том, чтобы «веселить лю­ дей, доставлять им радость!» Так сомкну­ лась работа Магалифа-писателя с работой Магалифа-чтеца. Успех «Приключений Жакони» предопре­ делил еще одно обращение писателя к жанру сказки. Героем его новой сказки стал Бибиш ка— Славный Дружок — грузовик, имя которого и дало название книжке. Так же, как в «Приключениях Жакони», в «Би- бишке — Славном Дружке» главный герой, попросту говоря, предмет неодушевленный, но он, подобно Жаконе, многое понимает и чувствует. Бибишка, созданный добрыми руками рабочих, тоже проходит через мно­ гие испытания, тоже поначалу ошибается в оценке тех, с кем его сводит судьба. Не сразу он разобрался в ленивой и брю згли­ вой Ш убе, он готов променять заботливого и внимательного шофера Гришу на бандита Живоглотова, потому что Гриша ездит осто­ рожно, а Живоглотов гонит машину изо всех сил (Бибишке же очень хочется показать, на что он способен). Использует автор и возможность расска­ зать читателям о том, что делается вокруг: Бибишка помогает нам увидеть, как работа­ ет грузовик, как убирают колхозный уро­ жай, как строят гараж и чинят машины. Но это не просто «описано» со стороны, нет, мы это узнаем , следя за напряженным и динамичным сюжетом повести-сказки,— так обозначен жанр автором. Как ни странно прозвучит наше опреде­ ление — очень человечна эта сказка о гру­ зовике, потому что заставляет задуматься и о судьбе стариков (пусть эти старики — грузовики), и о силе дружбы (пусть это дружба м ежду грузовиком и «легковуш­ кой»), и о долге каждого работать в полную меру своих сил. В конце концов Бибишка начинает понимать, как нужно жить. «Пусть болен, пусть ослаб, но работу свою он все равно выполнит!.. Славный Дружок все по­ вторял про себя смелое слово «Вперед!» Он был счастлив тем, что работал, помогал лю дям». Так история .грузовика помогает ребятам _ уяснить очень важные для каждого челове­ ка вопросы. И, должно быть, не было об­ молвкой, когда на вопрос — «что вы хоте­ ли сказать своей сказкой о Бибишке?» — Ю . М агалиф ответил: — Этот грузовик — очень хороший чело­ век. Третья сказка — «Типтик» (1968) — была во многом необычной для Ю . Магалифа. Писатель расстался с «неодушевленными» героями, вроде >Какони или Бибишки, и по­ ставил в центр сказки живого человека. Ге­ роем ее стал Тимофей Птахин, сокращен­ н о — Типтик, мальчишка «вроде тебя, глаза серые, нос курносый»... Еще одно отличие «Типтика» от предыду­ щих сказок — разветвленный сюжет. Если раныше фабула у Ю . Магалифа определя­ лась только действиями главного героя, то теперь в затейливое повествование спле­ лось несколько относительно самостоятель­ ных сюжетных линий. Есть в сказке и погиб­ ший в царской тюрьме революционер, он же молодой художник, нарисовавший кар­ тину будущ его прекрасного города труда, и его старуха-сестра, хранящая эту картину, и Птицелов — он же царский сыщик, стре­ мящийся овладеть картиной. В событиях, развивающихся очень бурно, с неожиданными осложнениями и поворота­ ми, участвуют и Мудрый Ворон, помогаю­ щий Типтику, и хищные красноглазые гри­ фы, охраняющие порядки в городе, ко­ торым управляет Птицелов, и Последний Доктор, и его внучка Зоя, и многие другие. Однако в этой сказке есть и просчеты. Выразительно показав, насколько гибельна бездуховность, писатель в то же время изображает общество, где никто не тру­ дится: все делают машины, автоматы. Д р у­ гими словами, тем самым автор невольно утверждает возможность существования об­ щества неработающих. Но ведь кто-то дол­ жен делать машины, проектировать их? Мо­ гут сказать, что сказка — жанр условный, и незачем столь буквалистски требовать бук­ валистского жизнеподобия. Однако при всех скидках на условность жанра «прави­ ла игры» должны соблюдаться; здесь же они нарушены. Нет мотивировки и многих важных для сказки положений. Зачем Пти­ целову строить город по плану художника, врагом которого он был всю жизнь? Толь­ ко для того, чтобы заменить Дворец Труда собственным скульптурным изображением? Почему никто не заинтересовался удиви­ тельной судьбой художника-революционе- ра? Ведь его сестра живет в одном городе с Типтиком и не может не сказать о подви­ ге брата, о его картине. Таких вопросов возникает много, и сказ­ ка не дает на них ответа. Но при всех из­ держ ках, сопутствующих писательскому по­ иску, «Типтик» был важным шагом в даль­ нейшем становлении детского писателя. Читатели приняли сказку, где добро побеж­ дает, а зло посрамлено, где торжествует Типтик со своими друзьями, а не Пти­ целов с его грифами и хватающими маши­ нами. Типтик, он же Тимофей Птахин, стал глав­ ным героем сказки не случайно. У Типтика был предшественник — десятилетний Васят­ ка Суханов, оказавшийся в центре повести «Путешествие не окончится» (1962). Он — с проницательностью, доступной детям ,— заметил, что «папа с мамой стали ссорить­ ся. Конечно, они не ругались и не кричали друг на друга. А ссорились вежливо, осто­ рожно: разговаривали любезно и, кроме Васятки, никто, наверное, ни о чем не дога­ дывался». Но Васятка оказался прав — ма­ ма все-таки уехала, а папа, получив отпуск, вместе с сыном направились в деревню

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2