Сибирские огни, 1978, № 7
Ш Я ВНЕ. «ОБОЙМЫ». ному стремлению мешают его легкомыслие и наивность. Но все-таки он понял, что «каждый — где бы он ни находился — мо жет принести людям пользу. Было бы лишь желание!» Жаконя теперь «твердо знал, что его главная обязанность — веселить людей, доставлять им радость! Это и есть та самая польза, которую он будет отныне приносить лю дям и которую они ждут от него. Пусть небольшая, но все-таки польза!..» Д ум ается, именно профессия артиста подсказала автору этот ход: ведь смысл жизни актера в том, чтобы «веселить лю дей, доставлять им радость!» Так сомкну лась работа Магалифа-писателя с работой Магалифа-чтеца. Успех «Приключений Жакони» предопре делил еще одно обращение писателя к жанру сказки. Героем его новой сказки стал Бибиш ка— Славный Дружок — грузовик, имя которого и дало название книжке. Так же, как в «Приключениях Жакони», в «Би- бишке — Славном Дружке» главный герой, попросту говоря, предмет неодушевленный, но он, подобно Жаконе, многое понимает и чувствует. Бибишка, созданный добрыми руками рабочих, тоже проходит через мно гие испытания, тоже поначалу ошибается в оценке тех, с кем его сводит судьба. Не сразу он разобрался в ленивой и брю згли вой Ш убе, он готов променять заботливого и внимательного шофера Гришу на бандита Живоглотова, потому что Гриша ездит осто рожно, а Живоглотов гонит машину изо всех сил (Бибишке же очень хочется показать, на что он способен). Использует автор и возможность расска зать читателям о том, что делается вокруг: Бибишка помогает нам увидеть, как работа ет грузовик, как убирают колхозный уро жай, как строят гараж и чинят машины. Но это не просто «описано» со стороны, нет, мы это узнаем , следя за напряженным и динамичным сюжетом повести-сказки,— так обозначен жанр автором. Как ни странно прозвучит наше опреде ление — очень человечна эта сказка о гру зовике, потому что заставляет задуматься и о судьбе стариков (пусть эти старики — грузовики), и о силе дружбы (пусть это дружба м ежду грузовиком и «легковуш кой»), и о долге каждого работать в полную меру своих сил. В конце концов Бибишка начинает понимать, как нужно жить. «Пусть болен, пусть ослаб, но работу свою он все равно выполнит!.. Славный Дружок все по вторял про себя смелое слово «Вперед!» Он был счастлив тем, что работал, помогал лю дям». Так история .грузовика помогает ребятам _ уяснить очень важные для каждого челове ка вопросы. И, должно быть, не было об молвкой, когда на вопрос — «что вы хоте ли сказать своей сказкой о Бибишке?» — Ю . М агалиф ответил: — Этот грузовик — очень хороший чело век. Третья сказка — «Типтик» (1968) — была во многом необычной для Ю . Магалифа. Писатель расстался с «неодушевленными» героями, вроде >Какони или Бибишки, и по ставил в центр сказки живого человека. Ге роем ее стал Тимофей Птахин, сокращен н о — Типтик, мальчишка «вроде тебя, глаза серые, нос курносый»... Еще одно отличие «Типтика» от предыду щих сказок — разветвленный сюжет. Если раныше фабула у Ю . Магалифа определя лась только действиями главного героя, то теперь в затейливое повествование спле лось несколько относительно самостоятель ных сюжетных линий. Есть в сказке и погиб ший в царской тюрьме революционер, он же молодой художник, нарисовавший кар тину будущ его прекрасного города труда, и его старуха-сестра, хранящая эту картину, и Птицелов — он же царский сыщик, стре мящийся овладеть картиной. В событиях, развивающихся очень бурно, с неожиданными осложнениями и поворота ми, участвуют и Мудрый Ворон, помогаю щий Типтику, и хищные красноглазые гри фы, охраняющие порядки в городе, ко торым управляет Птицелов, и Последний Доктор, и его внучка Зоя, и многие другие. Однако в этой сказке есть и просчеты. Выразительно показав, насколько гибельна бездуховность, писатель в то же время изображает общество, где никто не тру дится: все делают машины, автоматы. Д р у гими словами, тем самым автор невольно утверждает возможность существования об щества неработающих. Но ведь кто-то дол жен делать машины, проектировать их? Мо гут сказать, что сказка — жанр условный, и незачем столь буквалистски требовать бук валистского жизнеподобия. Однако при всех скидках на условность жанра «прави ла игры» должны соблюдаться; здесь же они нарушены. Нет мотивировки и многих важных для сказки положений. Зачем Пти целову строить город по плану художника, врагом которого он был всю жизнь? Толь ко для того, чтобы заменить Дворец Труда собственным скульптурным изображением? Почему никто не заинтересовался удиви тельной судьбой художника-революционе- ра? Ведь его сестра живет в одном городе с Типтиком и не может не сказать о подви ге брата, о его картине. Таких вопросов возникает много, и сказ ка не дает на них ответа. Но при всех из держ ках, сопутствующих писательскому по иску, «Типтик» был важным шагом в даль нейшем становлении детского писателя. Читатели приняли сказку, где добро побеж дает, а зло посрамлено, где торжествует Типтик со своими друзьями, а не Пти целов с его грифами и хватающими маши нами. Типтик, он же Тимофей Птахин, стал глав ным героем сказки не случайно. У Типтика был предшественник — десятилетний Васят ка Суханов, оказавшийся в центре повести «Путешествие не окончится» (1962). Он — с проницательностью, доступной детям ,— заметил, что «папа с мамой стали ссорить ся. Конечно, они не ругались и не кричали друг на друга. А ссорились вежливо, осто рожно: разговаривали любезно и, кроме Васятки, никто, наверное, ни о чем не дога дывался». Но Васятка оказался прав — ма ма все-таки уехала, а папа, получив отпуск, вместе с сыном направились в деревню
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2