Сибирские огни, 1978, № 7
Ю. Мостков ИМЯ ВНЕ Вместо вступления Если перелистать стенограммы последних писательских съездов, легко можно заме тить, что наибольшее число возражений вызвала подмена разговора об индиви дуальном облике литератора перечислени ем различных «обойм». «...обидно бывает иногда оттого,— гово рил с трибуны Пятого съезда писателей С СС Р В. П. Козаченко,— что иная большая, сотни лет развивающаяся литература мо жет в сознании нашем укладываться в пять- шесть или десять имен. Пусть даже выда ющихся. И это не только и не столько пото му, что в массе своей мы так уж плохо пишем». Об этом же шла речь и в ряде выступле ний на Четвертом съезде писателей РСФ СР. Анатолий Ананьев с законной досадой от метил, что «сначала мы недоверчиво отно сились к эпическому повествованию и дела ли как бы ставку на динамизм коротких произведений, теперь бросились в другую крайность, и в критических и обзорных статьях замелькал другой и тоже в своем роде замкнутый ряд писательских имен». Нет необходимости добавлять другие — неизменно отрицательные! — высказывания по поводу различных «обойм». Следует лишь задаться вопросом: «обойма» — это причина или следствие? О тветы — причем единодушные — можно найти в тех же стенограммах съездов. И в каждом ответе усматривается связь м еж ду «обоймами», которыми так удобно 1 2 * «ОБОЙМЫ» оперировать, и весьма далекой от подлин ного проникновения в суть художественно го произведения классификацией «по те мам». «Одним из Главных грехов последнего времени, с которым надо покончить,— го ворил Д. А . Гранин,— я считаю преслову тое деление писателей на «деревенщиков» и пишущих о рабочих. Это разделение не только не нужно, но и вредно». Пусть не покажется это вступление не от носящимся впрямую к главной теме. Твор чество Юрия Михайловича Магалифа мо жет служить выразительным примером того, как, увлекшись «обоймами», критика может пройти мимо писателя, оказавшего ся вне «обоймы». Да и, в самом деле, к какому «боевому расчету» приписать Ю . Магалифа? К числу детских писателей? Что же, для этого есть основания: он — автор популярных детских книжек, на которых — тут без штампа не обойдешься — выросло несколько поколе ний ребят, его сказки за двадцать лет со времени их появления выдержали не одно издание и в Москве, и в Сибири. Но после столь успешного и запомнившегося читате лям дебюта в жанре сказки Ю. Магалиф совершил неожиданный поворот в сторону «взрослой» литературы. «Чего я только не писал! — вспоминает Ю . Магалиф.— И повести, и рассказы, и стихи, и очерки, и фельетоны, и пародии...» О его книгах появлялись рецензии,— и положительные, и отрицательные,— но это были оценки отдельных произведений, а не анализ пути своеобразного писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2