Сибирские огни, 1978, № 7
проверяется одним взглядом на его черно вики («и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута — и стихи свободно поте кут», а за свободой — нетерпеливый, ра достный тр уд бесконечного перечеркива ния ради единственного слова). Мысль высекается в движении словаря, в соседстве поэтических смыслов, как в живописи она высекается согласием и про тиворечием цвета, а не прямой назидатель ностью сюжета (молчание цвета в пере движничестве, когда живопись хотела гово рить одним сюжетом, хорошее предупреж дение сегодняшней поэзии). Об этом тр уд но говорить, постоянно боишься наткнуться на упрек в «упадочном» тяготении к красо те. Казалось бы, как высоко уже поднялась русская поэзия к той поре, когда Ю . Н. Ты нянов взялся за теорию стиха, а все еще была надобность обозначать отправные истины: «Стихи от прозы отличаются не столько имманентными признаками, дан ностью, сколько заданным рядом , ключом. Это создает глубокую разницу между обои ми видами; значение слов модифицируется в поэзии з в у ч а н и е м , в прозе же звуча ние слов модифицируется их з н а ч е н и е м » (разрядка моя.— В. К.). Надоб ность в повторении этих истин не сделалась меньше и сейчас. Один из моих знакомых поэтов жаловал ся: русский язык полон такого напева и ла да, что постоянно приходится смирять себя, чтобы не впасть в сиренность, в поверхност ную музыкальность. Это часто и обманыва ет поэтов; вслушаешься — как будто зву чит, а вчитаешься — текст смолкает. ...Эта улица все ясдала. Поднимались кварталы праздником, постаревшей ей не родня. А она стояла заказником, золотую давность храня. (М. Ю д а л е в и ч) Как тормозится внимание всеми этими жд, рт, зд, ст, несмотря на звон бесчисленных «н», как они враждуют друг с другом , за темняя смысл. Звучание неотторжимо от значения, и речь у Тынянова идет не о преобладании и первенстве, а о точке от счета при анализе этой диалектической па ры, о ключе, которым открывается этот\ единый замок. И рядом пример иного свойства, словно сознательно пренебрегающий музыкой, весь из просторечия, но с такой естест венной жизнью в «одежде метра» и с та кой ритмической точностью, что читатель непроизвольно втягивается в этот свобод ный полет. Возле клуба качели. Возле клуба кусты. Две девчонки летели На траву с высоты. От восторга визжали, Уцепясь в бечеву, И гудели их шали — Только тень на траву1 (Л. М е р з л и к и н) Эти легкие «л», и летящие «с», и зами рающие «у», и эти чудо как точные «гудя щие шали» — все сопряжено с молодой ра достью , юной беспечностью, здоровьем. Вот дороги сопряжения звука и смысла, вот как «смыслы слов преобразую т друг друга и рождаю т видоизменения смысла» (Н. Заболоцкий), вот хорошая работа слова, его полное и уважительное использование, вот слово в фокусе, когда на виду вся его бедность обращается в доблесть. Здесь слово соприродно материалу, естественно, органично. Это есть и в лучших строф ах Г. Панова, и в искренней, исповедальной речи Н. Перевалова, когда душ а пряма, чувство ясно и инструмент настраивается словно сам собою , так что можно играть «вслепую» и не бояться ошибиться. Мы прочли сегодня не все поэмы упомя нутых авторов. В этом не было надобности, потому что порой они обнаруживают на клонность к дублированию , к производст венной эксплуатации наработанного приема, заимствуя у устоявшихся образцов способ мировидения, обнаруживая известную ми ровоззренческую лень, когда место глубин ной разработки заступает вариация и начи нает казаться, что ты второй раз идешь по уже хоженной дороге, узнавая преж нюю тропу по отчетливо сохранившимся зарубкам, которые сделал поэт в первой поэме. К сожалению , поэтические работы, с ко торыми мы встретились, не одарили осо бенными открытиями, но все-таки встреча была необходимой, потому что мы увидели, что в основе поэма помнит об этических уроках русской классической поэзии и в этом русле на новом материале подтвер ждает высокую правду гуманистических принципов, которые всегда были основою нашей культуры. Еще раз мы убедились в необходимости не школьного, а живого ученичества у клас сики, при чтении которой не только «посе щают древние видения» (Блок), но и откры ваются еще не заселенные пространства впереди, куда поэма призвана высылать гонцов, помня о следующ ем читателе. Опять подтвердилось, что обслуживание одних сегодняшних задач неплодотворно, если эти сегодняшние задачи не осмы сле ны как часть общеисторической и общече ловеческой задачи, если поэт не увидит в явлении даль будущ его, взращенного на прошлом. В очередной, не последний раз'м ы утвер дились в высокой ответственности перед требованиями формы , чистота которой есть следствие чистоты мировоззрения, есть следствие непрестанного развития ума и сердца, таланта и профессиональной куль- туры , ибо только на этой дороге художник отыскивает свой, единственно его отличаю щий стиль и понимает бессмертную право ту Гете, утверждавшего, что «стиль покоит ся на глубочайших твердынях познания, на самом сущ естве вещей...» с. Михайловское
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2