Сибирские огни, 1978, № 7
176 ках первоначальных вариантов пушкинских поэм». Выписывая эту пространную цитату, я ду мал о близости ситуаций — описанной Мар шаком, и той, которую я наблюдал на про тяжении работы над разбираемыми поэма ми. Очень это точное определение — «позиционная война». Даже в самых энер гичных работах, как «Купава» Л. Мерзлики- на или хроника Г. Панова, неотступно дум а ешь о письменном столе, а не о ветре и поле, о спокойном исполнении, об уже хо- женных дорогах, по которым поэт идет без риска оказаться в незнакомом месте. Ни разу не испытал я при чтении радост ного холодка неизвестности, разведки, того внезапного испуга сердца, которым узна ешь след вдохновения, по которому чувст вуешь, как опаляет тебя резкая, новая, за конченная строка или строфа, пришедшая к поэту ранее остального текста: такие строки узнаешь сразу, хотя, может быть, не сразу объяснишь, по каким признакам. Возможно, что один из важных признаков такой строки — афористичность, та абсо лютная ясность, которая не выстраивается, а, кажется, дается 'сама собою. Афоризм , как совершенная статуя, не оставляет чер новиков, все лишнее убрано без нашего присутствия. А в наших примерах мысль ча сто сырая и оформляется тут же, без осо бенного к ней уважения и даже в наиболее завершенных образцах остается вялой. Пусть эта истина простая, банальная — куда ни шло, но только на переднем крае есть настоящее тепло. (М. Ю д а л е в и ч). Ах, песня — невеста России, счастливая мать и вдова... (Г. Па н о в ) «Высланная далеко вперед строка» узна ется и по такому субъективному признаку, как немедленное запоминание помимо воли, как нетерпеливое желание кому-то сразу прочитать ее. Увы, это чувство при чтении избранных нами поэм не часто. И редко встречаются виртуозная частность, безу словная меткость, яркая образность. Это ведь тоже следствие недостаточно сильной мысли, недостаточно широкого взгляда, по тому что, если, положим, Б. Пастернак пи шет в поэме «1905 год» вот такую строфу пейзажа: Точно Лаокоон, Будет дым На трескучем морозе, Оголясь, как атлет, Обнимать и валить облака, — то он принимает на себя страшную ответ ственность обеспечить этот могучий образ соответственным развитием характеров и такою же силой сюжетных обстоятельств. Ну, тут, положим, сразу чувствуется держа винская, не наследуемая современной поэ зией, традиция. Однако можно взять при мер поближе, из такой всем знакомой и такой «простой» «Строгой любви» Я. Смеля- кова и посмотреть хотя бы один портрет: ...по сухому снежку Москвы одиноко шагает Яшка. В отрешенных его глазах, не сулящих врагу пощады, вьется' крошечный красный флаг, рвутся маленькие снаряды. И тут снова станет ясно, что такой порт« рет дальше короткого стихотворения и тре бует последующей убедительной мотиви ровки, образ именно поэмный, обещающий даль. И какая при этом собранность и при- цельность, какая единственность словаря! В том и привлекательность и трудность поэмы, что она ищет диалектический об раз, соединяющий близь и даль, исчерпан ность и неисчерпаемость, завершенность и бесконечность. Стихотворная единица таит в себе множественность. Она всегда — ствол с разветвленной корневой системой, при этом каждый корневой отросток мо жет быть сам стволом. Поэма живет орга ническими законами и устроена как сол нечная система, где нет недвижных пред метов, а все в постоянном обращении. Не зря Блок говорил, что поэт должен быть «больше себя». Иначе этих сложней ших задач не разрешишь. А помочь стать «больше себя» может только традиция. Она одна может поить иссякающие или слабые источники, если о ней будут не просто го ворить (или отговариваться, у традиции нет обыкновения спрашивать: «ты меня ува жаешь?», она не навязывается), а чувство вать ее в кровеносной системе своего сти ха, дышать ее пространством и временем, ее комосом и историей. Традиция — это акустика поэзии, возможность ее хорошего произношения и хорошей слышимости, ког да голос поэта мощен и естествен и не видно физического усилия, с которым он подвигает стих. Дело, конечно, не в непременной мета форичности языка. При невыстроенности или недостаточной свободе поэта внутри материала метафора даже и враг ему, по тому что непременно покажется чужерод ной, выдаст себя декоративностью , неумест ной нарядностью. Брюсов даже теоретически мотивировал возможность поэзии «достигать своих це лей, не прибегая к пластичности. Особенно в произведениях эпических, где характери стики выведенных героев, их действия и общие картины так много говорят именно чувству читателя, хотя отдельные образы и не обращаются к его зрительным вос приятиям». Все дело в том, как разуметь пластич ность — как орнаментальность или как ор ганическую гибкость мускулов стиха. Без метафоры можно обойтись, хорошо, рабо тающий стих выдержит нагрузку даже и са мой прозаической реальности и не утратит ясной подвижности и свободы, но все это опять при тысячекратно подчеркнутой вер ности поэтического ч у в с т в а . А эта вер ность узнается по единичности, необезли- ченности стиха. При первенстве рассудка в стихотворении, а в особенности в поэме, начинает царить обобщенно-типическая сти хия: просто деревня, просто город — голая математика. И в результате — неиспользова ние резервов человеческого восприятия, пренебрежение к этим неисчерпаемым ре- *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2