Сибирские огни, 1978, № 7
Мысль не торопится к обобщениям, хотя иногда и вырвется обязывающая строка вроде: «Мир людей и нежен и жесток — мы неодинаковы пока...» Но поэт не станет развивать ее на умозрительных пространст вах, а опять и опять будет возвращаться к быту, поглядывая на каких-нибудь «береж но реж ущихся в дурака» старушек, и вновь, будто исподволь, проговариваться афори стическими строчками: «...с той поры знаме нитой я — навек строевой, в сорок первом убитый — и доныне живой». Мысль будет с глубоким правдоподобием вращаться «по кольцу», вернее, по эллипсу с перигеем обыденности и апогеем воспоминаний, с простыми заботами дня и страшной свобо дой ночной бессонницы, когда утешит на миг отблеск какого-нибудь речного костра и опять заслонится войной, «зловещим эхом»: Она — пожизненная боль, и по ее вине мы снова мечемся с тобой в больничной тишине... И исподволь за простым этим чередова нием встанет стареющее поколение, и за больным человеком, за единичным «я» встанет образ тех, кто еще слышит «зов трубы сигнальной» и кто пусть уже не ору жием, но памятью и болью и тяжело дав шейся истиной, ради которой умирали и во имя которой убивали, призваны хранить мир и жизнь. Лирический образ не зада вался изначально, не декларировался, а вырос как живое органическое тело из слов самых простых, но обеспеченных действи тельной верой и чистой душой. Марк Юдалевич строит лирический образ средствами более изобретательными и раз нообразными. Может быть, вернее было бы назвать «Крутояры» не просто поэмой, но поэмой-очерком, потому что здесь торжест вуют принципы крепкой поэтической ж ур налистики. Поэт навещает родные «испове дальные, изначальные» места, и могила дорогого человека подвигает его к воспо минаниям и к реконструкции жизни этого человека. Одни лирические средства ему недостаточны. Используя письма героини и включая их в самую ткань поэмы, он вы страивает сюжетное столкновение молодой идеологии становящейся социалистической деревни и уходящей идеологии .«крепкого хозяина». Сам поэт вторгается в повество вание для расстановки ударений там, где герои, по его мнению, расставляют их недо статочно отчетливо, и для хронологических мостов во временной ткани. Эта откровенная сюжетная сконструиро- ванность не могла не сказаться как на сло варе, так и на способе построения характе ров. Ты подходишь, тебя встречают стопудовым кержацким злом. И, прищурясь, глядят, тоскуя, что нельзя кухонным ножом ту с глазищами городскую, чтоб не перла тут на рожон. Так глядят они не мигая, словно древней кисти холсты... О ткуда вот это «стопудовое кержацкое зло» холстов «древней кисти»? Только от приблизительности мысли, которая неза медлительно сказалась на приблизительно сти словаря. Словарь вообще камертон вер нейший, он мгновенно выдает нечеткость интонации. Под интонацией я разумею не просто мелодическое движение стиха, но и н т о н а ц и ю с м ы с л а , внутреннюю гар моничность мысли, сопряженность ее ча стей, хотя, конечно, это напрямую связано и с мелодикой стиха. М. Юдалевич — про фессиональный литератор. Мы уже имели случай говорить о его прозе и драматургии. Теперь это еще раз подтверждается его сти хами, построенными прочно и уверенно, когда допускается даже небрежность, что бы вдохнуть в стих нечаянность органиче ской жизни, но все-таки это обманчивая прочность, разрушающаяся при повторном, а тем более третьем чтении. И как ни оп равдывай косноязычия, оно оправдано быть не может. Оттого ухожу от метафор торчащих и цветастую рифм отдираю тесьму... Да отчего же метафоры непременно дол жны быть «торчащими»? А рифма — «цвета стой»? Тогда уж не проще ли взять да прозой все и написать, раз поэтические средства кажутся такими вздорными. И, мо жет быть, действительно, следовало вслу шаться в подсказки сомнения: Все мне’ кажется, строчки транжирю впустую, по чужой дозировке рифмую рецепт,— вслушаться во имя не конструированного, а живого характера и тем спасти мысль поэ мы, спасти лирического героя, чтобы не пу тался он в словаре, порою почти безответ ственном в своей произвольности (и это в тот час, когда героиня умирает, когда ито жится ее трудная и последовательная жизнь). Наверно, виновны не г о д ы, мелькавшие с л о в н о ц в е т ы . (7) Не годы виновны, а горы, которые были круты. Но это не мена — измена: вся ж и з н ь . к а к р а з м а ш и с т ы й дол. (/) Все было привлечено — прекрасные пись ма героини, не переведенные в стихи и от того стократ более выразительные, интерес но построенный сюжет, большие по замыс лу характеры, лирические отступления и публицистические комментарии, а недоста ло малого: властно организованной поэтиче ской мысли, подлинного лирического героя, который бы соединил это в духовное целое. Профессионализм — это только начало, только усвоение цеховых правил. Муза на этом уровне выполняет обязанности про стые, как выписывание нарядов, и «продук ция», выходящая из рук исполнителя, будет свидетельствовать только о его грамот ности. Творчество же начинается на один шаг далее школы, пусть даже школы вир туозной. Далее школы начинается и высо кое согласие словаря и смысла. Теперь уже никому в голову не придет делить слова на поэтические и непоэтиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2